В традициях тибетского буддизма сиддхи – это йогины, наделённые необыкновенными способностями. Им приписывали такие умения, как левитация, телепатия, дар ясновидения и т.д.
Словом "сиддхи" (IAST siddhi - совершенство) также обозначают эти способности, обладание которыми приравнивается к достижению духовного совершенства.
Сочинения “Львы Будды: описание 84 индийских махасиддхов” (XII в.) и “Синяя летопись” (XV в.) являются наиболее авторитетными источниками информации об этих персонажах. "Маха" (IAST maha) означает "великий", и к махасиддхам традиционно относят наиболее известных йогинов, которые были описаны в источниках и проиллюстрированы в произведениях искусства.
Прототипами сиддхов, вероятней всего, были люди, существовавшие в реальности и игравшие самые разные социальные роли. Биографии махасиддхов интересны как иллюстрации того, что человек с любым жизненным багажом может направить свою деятельность на пользу себе и обществу.
Изображения махасиддхов также могут быть очень разнообразными. Например, в собрании Метрополитен-музея (Нью-Йорк) есть любопытный сиддха, который стоит на пьедестале в необычной позе.
Сиддха держит чашу из черепа капалу и носит украшения из костяных бусин.
В тексте “Львы Будды: описание 84 индийских махасиддхов” есть описание индийского "носителя капалы", который, став махасиддхой, получил имя Капалапа. Он почитается в традиции ньингма.
"Капалапа, "человек с черепом", родился в семье низкой касты в Раджапури. У него было пятеро сыновей. Когда его жена умерла, он отнес тело на кладбище и оставался там, плача. Ему пришли сообщить, что все пять его сыновей также умерли. Он принес останки на то же место и уже не уходил оттуда.
Йогин Кришначари подошел к нему и спросил, что случилось. "Я потерял жену и детей, йогин, - ответил Капалапа, - и боль разрывает мне сердце. Я здесь потому, что не могу забыть эти тела".
"Так происходит со всеми, не только с тобой, - ответил йогин, - но в отчаянии нет никакой пользы. Тебя действительно ужасает все в сансаре - и жизнь, и смерть ?"
"Я... Конечно, я боюсь и жизни, и смерти, - ответил Капалапа, - и готов уйти куда угодно".
Йогин дал ему посвящение в мандалу Хеваджры и наставления по стадиям pазвития и завеpшения и оставил практиковать.
Капалапа сделал шесть шнуров подвесок из костей своих сыновей. Потом он распилил череп жены и сделал чашу. В стадии pазвития он медитировал на саму чашу, а в стадии завершения - на пустоту внутри нее. За девять лет он осуществил их полное объединение и обрел сиддхи. Он так говорил своим ученикам:
"Я - йогин с чашей из черепа.
Природа существования исчерпывающе показана.
И я действую согласно своей внутренней энергии".
Танцуя в небе, он заставлял поверить в себя самых несговорчивых. Став известен как гуру Капалапа, он описал свои опыты и в течении пятисот лет работал на благо живых существ. С шестьюста последователями он ушел в ясный свет".
(c) Абхаядатта,1992-1993, с. 52.
Безутешный муж и отец направил свою скорбь на достижение духовного совершенства и избрал для себя путь "носителя капалы". Решение есть даже для человека, который так много хоронил своих близких, что решил не покидать кладбище.
- В тибетском буддизме, преимущественно в школах ньингма и кагью, существует особая традиция Чод, которая включает в себя практики на кладбищах. Медитация в местах захоронений позволяет развить искусство отрешённости от восприятия мира сансары. Капала же служит напоминанием о скоротечности бытия и тщетности страстей.
Изображения большинства махасиддхов представляют собой произведения, которые интересуют ограниченное число последователей Учения. С Капалапой обнаружились буквально два живописных изображения из набора гадательных образков, иллюстрирующих перечень махасиддхов из "Львов Будды..."
В англоязычной литературе этот жанр миниатюрной живописи называют "карточками для посвящений" (англ. initiation cards). Оригинальное тибетское название - цакли (Вайли tsak li).
На образце собрания монастыря Шечен (Катманду) Капалапа медитирует в погребальных землях, усыпанных останками, и это соответствует биографии йогина.
Здесь иллюстрируется состояние махасиддхи, для которого всё уже настолько тлен, что у него на кладбище даже трупы улыбаются. В иконографии тибетского буддизма встречается ухмыляющийся череп, чья улыбка напоминает о смерти как о неизбежном атрибуте сансары.
На образце из Американского музея естественной истории (Нью-Йорк) Капалапа, помимо капалы, держит сосуд с сокровищем. И здесь в сочетании с капалой прослеживается следующая символика.
Сосуд сокровищ символизирует преумножение заслуг, которые позитивно влияют на карму. Чаша из черепа символизирует сознание просветлённого существа, наполненное блаженством (Бир, 2003, с.153, 260). И всё это живой человек, который достиг просветления, но не покинул сансару, показывает молодому монаху.
Статуэтка из Метрополитен-музея (Нью-Йорк) интересна с точки зрения иконографии и декоративного оформления. Махасиддха запечатлён в изящной и динамичной позе, словно он вот-вот поднимется на ноги. Пьедестал йогина украшен традиционными для Гималаев витиеватыми узорами. Подобное оформление пьедестала махасиддхи является редкостью.
Буддизм всегда предлагает рассматривать явления на длинную дистанцию. В данном случае мы получаем пример того, что даже самое чудовищное горе может стать дорогой к чему-то важному и потенциально созидательному не только для индивида, но и для общества.
Его украшения сделаны из костей сыновей, а капала - из черепа жены. Капалапа держит в руке и носит на теле причины своих слёз и одновременно с этим он находит утешение в труде на благо всех живых существ.
Литература
- Абхаядатта. Буддийские мастера-маги. Легенды о махасиддхах. Пер. с англ. Ю. Воротниковой. М.: Ориенталия, 2011. С. 160-161.
- Абхаядатта. Львы Будды. Жизнеописания восьмидесяти четырёх сиддхов. Пер. К. Щербицкого и В. Рагимова. 1992-1993. С. 52.
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 153, 260.
- Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др. М.: Республика, 1992. С. 227.
- Елихина Ю.И. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2015. С. 450-453.
- Лабдон М. Отсекая надежду и страх (Устная линия передачи полного разъяснения священного учения Чод). Пер. Очирова Б. Улан-Удэ, 1996.
- Шоннупэл Г. Синяя летопись. История буддизма в Тибете, VI-XV вв. Пер. с тиб. Ю. Н. Рериха, пер. с англ. О. В. Альбедиля. СПб.: Евразия, 2001.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен