Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.
Сегодня поговорим про так называемые «зоны ожидания» для самолетов: зачем они нужны, как устроены и как в них летать🤷🏻♂️
Часто летающие пассажиры, наверное, не раз оказывались в ситуации, когда самолет уже пробрался через облачность, город видно как на ладони и, возможно, даже аэродром, но самолет все не снижается, а вместо этого нарезает круги как акула вокруг жертвы, вынашивая план «нападения» (посадки). Тихий гул двигателей в салоне прерывает обращение Командира: «Дамы и господа, говорит командир. В связи с *причина* мы вынуждены встать в зону ожидания. Спасибо за понимание!».
Что это за причины? Собрал для вас самые основные:
- Час-пик в аэропорту. В зону аэродрома прибыло много бортов, и все хотят сесть, поэтому каждому борту присваивается номер для захода на посадку. Первые - вперед! Все остальные - извольте в зону ожидания!
- Плохие метеоусловия, не позволяющие выполнить посадку на аэродроме назначения в данный момент. Такое иногда бывает, но ничего страшного в этом нет. Оценил прогноз, оценил количество керосина в баках и принял решение: летим на запасной аэродром или встаем в зону ожидания ждать милости от погоды.
- Закрытие аэродрома/взлетно-посадочной полосы (ВПП). И такое бывает. ВПП может закрыться на некоторое время для осмотра и/или для очистки, о чем нам вежливо сообщит диспетчер. А весь аэродром целиком закрывается, как правило, из-за плохой погоды, например, грозы прямо над аэродромом. Действия экипажа схожи с пунктом 2.
- Отказ/неисправность. Иногда случается так, что на самолете что-то перестает работать или начинает работать не так, как от этого требуется. В таких случаях экипаж может встать в зону ожидания, чтобы в спокойной обстановке определить проблему, выполнить составленный на этот случай чек-лист и наметить дальнейший курс действий.
Как все работает?
Зона ожидания всегда основана на какой-либо навигационной точке (это может быть радиомаяк или обычная точка GPS), которая называется Holding Fix. Стандартная зона ожидания всегда крутится в правую сторону и имеет как бы два «бортика»: линию приближения и линию удаления. Длина этого «бортика», то есть самой зоны ожидания может быть разной - все зависит от конкретной схемы, а так же (сюрприз!) высоты, на которой эту схему нужно крутить! К примеру, если полет в зоне ожидания проходит на высоте 14,000 футов (4250 м) и ниже, то по линии удаления мы будем лететь ровно 1 минуту (для штилевых условий), а если выше 14,000 футов, то это время равно 1,5 минутам. Это связано с тем, что на разных высотах полета нужно выдерживать определеную скорость полета.
Стоит отметить, что все развороты при полете в зоне ожидания выполняются с углом крена 25 градусов или с угловой скоростью 3 град/сек, при этом берется меньший угол крена.
Но это еще пустяки! Ведь сначала в зону ожидания нужно правильно влететь!
Любая зона имеет 3 сектора, как изображено на рисунке. Вход с каждого сектора отличается и имеет свое название:
- Parallel Entry (Параллельный вход)
- Offset Entry (Смещенный вход)
- Direct Entry (Прямой вход)
Диспетчер сообщает экипажу только маршрут до зоны ожидания и выдает разрешение на занятие зоны. Задача же пилота при подлете к зоне ожидания - понять с какого сектора он заходит, определить схему входа и правильно выйти на контрольную точку (Holding Fix), не нарушив схемы.
А вот так зона ожидания выглядит на навигационной карте, умение читать которые - целая наука!
На эту тему можно написать еще кучу всего, но думаю, что я уже слегка вас утомил))
Надеюсь, теперь мир авиации стал для вас немного понятнее, а для кого-то даже менее страшным (привет аэрофобам!).
———————————————————————
До встречи в следующем посте и хорошего полета!