Чужих детей не бывает. И многим кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы вырастить приемного ребенка. Какая разница – приемный или кровиночка? Дети есть дети. Всем нужны любовь и ласка, подарки, сказки на ночь…
Приемные дети сильно отличаются от домашних. Они вроде и обыкновенные дети, но что-то в них не так. Их не назовешь особыми, потому что в целом они развиваются нормально с небольшим отставанием (2-3 года). Они так же шалят, бегают, задают кучу вопросов, как и обычные дети. Но в то же время они отличаются от домашних и очень заметно. Эти дети слишком активны, слишком мнительны, слишком тревожны, слишком возбудимы…Их как бы очень много!
В психологии я прочитала название таких детей – пограничные. То есть они развиваются на грани между нормой и патологией. Иногда их поведение кажется абсолютно нормальным и адекватным, а иногда они выглядят довольно странно.
Откуда берутся пограничники?
1.Наследственность. Психические заболевания или просто склонность к ним имеют свойство передаваться по наследству. Иногда целыми поколениями.
2. Неблагополучная обстановка в семье. В психиатрии и психологии есть термин «Токсичные родители». Почти для каждого приемного ребенка это печальная реальность. Родители маргиналы - частые ссоры, драки, физическое насилие. У ребенка формируется неправильное понятия «семья», попросту отсутствует модель отношений «мужчина-женщина», «родители-дети».
3.Склонность родителей к наказаниям, в том числе физическим. Родители не заботятся о детях- голод, холод, физические наказания, игнорирование потребностей детей в общении. Любовь и забота чуждо приемным детям. Родные родители моей приемной дочки вечно дрались, потом бурно мирились и клялись в любви. Она долгое время считала: «бьет, значит любит»!
4. Сексуальное насилие. Не обязательно со стороны родителей, увы, бывает и такое. О каком доверии к людям, понимании любви может идти речь, если ребенок не можешь доверять самым близким?
5. Нарушение «границ» ребенка. Часто родители алкоголики отбирают у детей вещи, деньги, еду – которую отдают сердобольные соседи.
6. Частые эмоциональные потрясения. Очень много разных потрясений испытывает приемный ребенок. Для эмоционально неустойчивого ребенка «дразнилки» от сверстников в школе - уже потрясение.
Врачи считают, приемные дети недостаточно больны, чтобы считаться особыми и получать определенное лечение. А те «незначительные» отклонения от нормы можно списать на наследственность, индивидуальные особенности ребёнка или психологические травмы, полученные в кровной семье или детдоме. В школе или садике ситуация меняется кардинально – учителя жалуются, что не могут справиться с ребёнком и настаивают на том, чтобы показать его специалисту. Вот только какому?
Приемные родители таких детей оказываются в очень сложном положении. Постоянный страх: нормальный мой ребёнок или нет? И не с кем поделиться. Практически нет информации. И не понятно, к кому обратиться за помощью. Зачастую даже сформулировать, что именно настораживает в ребёнке, очень сложно.
Одним из показателей пограничного расстройства личности у детей – манипуляция. С помощью манипуляции дети пытаются контролировать все и всех. Обычно это не осознается ими. Важно научиться понимать, когда вами манипулирует ребенок с пограничным расстройством личности, и научиться избегать попадания в ловушку.
Пограничные дети действительно очень разные. Назову наиболее распространенные варианты:
1. Высокая реактивность – ребенок не может контролировать свои эмоции, резкие перепады настроения. Нелогичные, слишком эмоциональные реакции НА ВСЕ. Истерики частые, бурные, часто на пустом месте, иногда ночные.
2. Заниженная самооценка. Фактически понятие «самооценка» отсутствует. Зависят от чужого мнения. Обожают лесть. Не верят приемным родителям.
3. Высокий уровень тревожности. В обострении случаются тревожные приступы. И такое бывает! Ночью снятся кошмары. Лунатизм. Энурез.
4. Паранойяльные эпизоды. Чудятся заговоры, обманы, измены, не любовь к ним приемных родителей. Постоянные выяснения отношений. Недоверие.
5. Постоянный страх брошенности и трудности с «расставанием» людей. Дети с пограничным расстройством, как правило, не умеют общаться. Человека, к которому привязались (чаще друг), будут удерживать всеми способами: мольбы, обещания, угрозы, шантаж. Причем неважно, как к нему относятся. Фактически берут человека в заложники.
6. Склонность к экстриму. Врут, воруют, гуляют по ночам, дерутся….
7. «Любовь» к самоповреждениям.
8. Все пограничники – склонны к суициду.
С пограничным ребенком нужно работать, главное определить причину!
Если устранить причину, можно вывести ребёнка в устойчивую норму! Как определить, что с ребёнком? Какие анализы сдать? К какому доктору обратиться? Какое лечение будет правильным и адекватным? Нужно ли оно вообще? Это все очень затратно, нудно и муторно. Но это дает шанс помочь ребёнку! Конечно ребенок может «перерасти» свои трудности. А может и нет.
В психологии существует два критических возраста – 6 и 12 лет (условно, у некоторых детей чуть раньше или немного позже). Именно в этом возрасте происходит скачек в развитии или (увы) деградация. Как понять, что ребенок «перерос» свою проблему?
Часто приемному ребенку достаточно получить правильное полноценное питание, жить по спокойному расписанию, заниматься спортом, интересным делом, получить уверенность в завтрашнем дне. И тогда ребёнок сможет выровняться и вписаться в новую семью и общество. Бывает, что приемные родители не обращают внимания на специфические трудности ребёнка. Стараются их не замечать.
Нужно хорошо понимать, что если в основе пограничного состояния ребёнка лежит конкретная причина, (серьезная психологическая травма) и с нею ничего не делать, то рано или поздно ребёнок свалится в патологию. И тогда придется лечить его согласно диагнозу.
Если же причин проблемного поведения нет, то у ребёнка есть все шансы выровняться при внимательном отношении окружающих. Часто приемные родители приводят своих пограничных детей к врачу не знающих специфику таких детей, и врач начинает лечить.
Моей дочке изначально приписали лечение, как для аутиста. Но ребёнок не аутист. У нее была совсем другая причина такого поведения. Поэтому очень важно найти знающего врача, готового разбираться с деталями и не спешить с назначением лекарственных препаратов. Чем младше ребёнок, тем быстрее он придет в норму.
Хочется призвать приемных мам не терзаться чувством вины - мы не боги, и не творцы детского мозга, хотя многое можем. Призвать педагогов в школе - принимать, понимать и не добивать наших детей. Не укорять. Им трудно в детстве, но они справятся. И они явно не заслуживают столь пренебрежительного к себе отношения.