С точки зрения продаж хэтчбэк Citroën XM был точно такой же провальной моделью, как и его соплатформенник Peugeot 605, о чём уже было рассказано в нашем видео. Тем не менее, многие поклонники XM до сих пор продолжают считать модель "последним великим Ситроеном", главным образом из-за присутствия на модели знаменитой гидропневматической подвески. А ведь она и впрямь была суперкрутой, обеспечивая плавность хода, недоступную большинству авто того времени. И именно по этой причине Citroën XM выбирали многие европейские кастом-ателье для создания «членовозов» - роскошных лимузинов, предназначенных для сверх-комфортной транспортировки сверх-важных персон.
Прежде всего можно отметить лимузины от компании Tissier и её основателя Пьера Тисье. Он давно строил лимузины на основе Ситроенов, включая модели DS и CX, также имевших гидропневматическую подвеску. Новый XM, разумеется, не остался без внимания, и на свет появились модели Altesse и Majesté, получившие прибавку в колесной базе в 55 и 107 сантиметров соответственно.
Примерно тем же самым занималась компания Heuliez, представившая первый удлиненный и к тому же бронированный XM Palace в 1992 году, и второй XM Limousine в 1996.
Прочие «тюнеры» также полюбили XM за его ультра-комфортную езду, предлагая покупателям удлиненные на 10 – 30 сантиметров варианты модели, и даже сам Citroën рассматривал возможность запуска лимузина XM специально для американского рынка.
Но пожалуй дальше всех в деле «уникализации» ХМ зашла американская компания CX Automotive, долгое время занимавшаяся доработками моделей CX. С приходом на рынок нового ХМ фирма была переименована в CXA и задумалась о том, чтобы превратить модель в нечто невероятное – в двухдверный кабриолет. Чтобы реализовать эту идею на практике ребята из CXA обратились к голландскому сталелитейному гиганту – к фирме Koninklijke Hoogovens, также занимавшейся разработкой различных высокопрочных сплавов и композитных материалов. Именно такой, легкий и прочный материал, под названием Hylite, компания Koninklijke Hoogovens и предоставила для создания уникального ХМ-кабриолета.
В те времена жесткость автомобильных кузовов с открытым верхом была плюс-минус на 50 процентов меньше, чем у традиционных машин с крышей, однако господа из Hoogovens утверждали, что использование их инновационного материала не только не ухудшит, но даже улучшит сопротивляемость кузова кручению после трансформации хэтчбэка в кабриолет, даже при условии увеличения его колесной базы.
Материал Hylite представлял собой два алюминиевых листа толщиной 0,2 миллиметра, между которыми располагался полимерный слой толщиной 0,8 мм. Лист Hylite при сопоставимых размерах был на 65 процентов легче стального листа, на 50 процентов легче пластикового и на 35 процентов легче алюминиевого. И при этом из него можно было штамповать различные кузовные элементы традиционным способом. Но цена на Hylite была выше, чем на сталь.
Чтобы уникальный ХМ-кабриолет появился на свет, компания CXA заключила сразу несколько контрактов: с фирмой Koninklijke Hoogovens на поставку композита, с голландским Техническим Университетом Эйндховена на разработку и тестирование конструкции и с компанией International Automotive Design из Великобритании на создание финального дизайна. Сама фирма CXA занялась сборкой первого прототипа, получившего имя XMple (ЭКЗЭМпл, то есть образец). Сделать такую машину на бумаге и в теории было просто и легко, но в реальности все оказалось намного сложнее и к тому же совсем не так , как изначально задумывалось.
Готовый прототип XMple, должен был быть продемонстрирован на Женевском Автосалоне 1993 года и CXA подготовили машину к назначенному дедлайну. Но результаты тестирования оказались весьма и весьма разочаровывающими. Жесткость кузова «Образца» составила всего 51 процент от жесткости хэтчбэка. Однако поскольку исходный кузов самого ХМ изначально имел удивительно высокую сопротивляемость кручению, готовый XMple по этому показателю оказался лучше, чем заводские кабриолеты Ford Escort, Mazda MX-5 и Audi 80. По этой причине компания Koninklijke Hoogovens объявила проект XMple успешным. Однако большие боссы из Группы PSA не согласились с такой постановкой вопроса и не разрешили демонстрировать «Образец» на Женевском Автосалоне под брэндом и на стенде Citroën.
В 1993 году фирма CXA всё же показала свою модель на менее крупной и известной выставке – Международном Автошоу в Германии (IAA), причем она демонстрировалась без салона и дверей, чтобы зрители могли рассмотреть саму конструкцию. И на удивление, XMple всё-таки сумел привлечь к себе внимание публики и даже набрал 350 предзаказов с ценой около $70,000 за штуку. Однако, когда руководство PSA об этом узнало, оно отказалось предоставлять в CXA автомобили ХМ для их трансформации в XMple.
Прототип XMple исчез из поля зрения на долгие 10 лет, а в 2004 году какой-то энтузиаст, любитель Ситроенов из Голландии нашел его на задворках одной из местных ферм. Машина до сих пор находится в Голландии, с неё сняли оригинальную зеленую краску Vert Véga и даже покрыли кузов грунтовкой. Однако о том, что этот уникальный кабриолет был полностью отреставрирован, пока ничего не слышно.