«Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми; Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных, -
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах».
Это строки из стихотворения «Танк» Константина Симонова. Он написал их во время сражения на Халхин-Голе. Основная тяжесть боев легла на танки БТ. Рассказываем историю легендарной машины.
Быстроходные танки
В СССР танки семейства БТ составляли довоенную основу бронетанковых сил наряду с Т-26. БТ – означает быстроходный танк. Главной особенностью этих машин была высокая скорость и маневренность. На испытаниях БТ совершали эффектные прыжки с трамплинов, за это они получили прозвище «летающих танков».
Разработка этих машин началась в конце 20-х годов. СССР к тому времени активно развивал тяжелую промышленность и танкостроение, но все равно отставал от ведущих западных стран – сказывалась острая нехватка квалифицированных кадров. Многие опытные специалисты не поддержали советскую власть и покинули страну. Чтобы сократить разрыв, в 1929 году за границу была отправлена специальная комиссия. В США советским военным понравился колесно-гусеничный танк Уолтера Кристи. Главным его преимуществом была скорость.
Когда первые 2 танка приехали в СССР, то выяснилось, что их характеристики были ниже заявленных. Кроме того, танки приехали без башни и вооружения. Конструктор Кристи не передал и все чертежи с документами. Тем не менее советские конструкторы Харьковского завода смогли доработать танк. Они спроектировали башню, установили новый двигатель, улучшили другие элементы машины. В итоге в 1931 началось производство первого танка серии – БТ-2.
В 1933 году стали выпускать БТ-5. Он отличался новой башней, в которую устанавливалось 45-мм орудие. Она теперь вмещала 2-х человек: командира и наводчика. В БТ-2 использовалась одноместная башня.
Через год началось производство БТ-7. По сравнению с БТ-2 и БТ-5 он получил еще более мощный двигатель, усиленное бронирование, увеличенные топливные баки. Как и предыдущие машины, БТ-7 мог перемещаться и на колесном ходу. Максимальная скорость по шоссе на гусеницах у модернизированной модели 1939 года была 62 км/ч.
Первые БТ-7 получали башню от БТ-5. Новую башню стали выпускать в 1937 году. Но в начале использования этих танков произошел крупный скандал. У первых 687 танков начались массовые поломки коробки передач. Пришлось даже остановить приемку новых БТ-7. Кроме того, имелись проблемы с траками и проходимостью – она была хуже, чем на БТ-5. Все эти недостатки пришлось срочно устранять.
В ходе расследования выяснилось, что главный конструктор танка БТ-7 Афанасий Фирсов не раз уже попадался на саботаже производства. Вероятно, опытный конструктор негативно относился к новому строю – в царское время Фирсов исправно выпускал новые двигатели, а в годы советской власти все его проекты заканчивались ошибками. Но ему раз за разом поручали новое производство из-за нехватки специалистов. В результате после массовых выходов из строя танков БТ-7 Фирсова расстреляли.
Окончательно производство БТ-7 завершилось в 1940 году. Всего выпустили 5 763 БТ-7 разных модификаций. К этому моменту массовые критические поломки были устранены. БТ-7 участвовали во всех предвоенных конфликтах и в Великой Отечественной.
Память Халхин-Гола
В коллекции музея есть БТ-7, который воевал с японцами на Халхин-Голе. Как проявили себя эти танки в боях? В целом БТ-7 оценили хорошо. Главным его недостатком была легкая броня – она была противопульной, все японские орудия ее пробивали. Кроме атак японских позиций, БТ-7 применяли и в обороне.
Для них откапывали специальные окопы в порядках стрелковых частей. Тактика была следующей: пока противник не наступал - танки скрывались за песчаными холмами. С началом атаки японцев танки занимали подготовленные позиции и вели огонь с места по врагу. Кроме того, БТ-7 использовались как кочующие огневые точки. Часто танки участвовали в контратаках вклинившегося в оборону советских войск противника.
О роли БТ-7 в боях в советских документах писали следующее:
«В начале конфликта преобладали танки БТ-5, к концу же его было преобладание БТ-7».
Константин Симонов заканчивает стихотворение «Танк» такими словами:
На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
Наш БТ-7 был подбит японцами на Халхин-Голе. После войны его восстановили и передали в музей. Приходите, чтобы увидеть легендарный советский танк.
#МузейПобеды #МузейГОРА #ГОРА