Найти в Дзене
Загадочный Петербург

Откуда пошло выражение "Ехать зайцем"?

Оглавление

Выражение «ехать зайцем» известно даже ребенку. Однако, спорим, что не всем известен точный смысл происхождения его российской версии?

Для разгона – общеизвестные версии происхождения «заячьей манеры» езды, которые вполне себе могли лечь в основу этого явления.

Какие есть версии?

Первая версия не обошлась без французов. Только вот в этом варианте заяц, в общем-то, ни при чем. «Виновник торжества» здесь кролик. А выбран был символом «безбилетного проезда» за свой трусоватый нрав и трясущийся вид, впрочем, многие безбилетники переживают схожие эмоции и ведут себя весьма забавно.

Вторая версия основывается уже на прыти и изворотливости лесного «пройдохи». Как и зайцы, нежелающие оплачивать проезд могут легко и непринужденно обвести вокруг пальца любого кондуктора и контролера.

А вот, наконец, финальная версия происхождения. «Зайцами» каких-то пару столетий назад называли не совсем безбилетников, вернее, совсем не тех безбилетников, которых мы привыкли видеть в наши дни.

«Зайцами» были те люди, которые купили билеты не в кассе, а заплатили непосредственно кондуктору в поезде. Обе стороны оставались при «барыше» - кондуктор прямиком отправлял деньги себе в карман, а пассажиру не надо было оплачивать дополнительную комиссию. Как говорится, «дешево и сердито», но весьма волнительно. Такая оплата вовсе не спасала от гнева контролеров и штрафов. А по сему таким «зайцам» было, чего бояться.

Как раз об одном из таких «зайцев» Николаевской железной дороги и поведу свой рассказ.

"Заяц" со звучной фамилией Морковников

Кстати сказать, у «зайца» была весьма соответствующая фамилия – Морковников, Игнат Львович. Небедный, скорее, наоборот, - достаточно состоятельный человек из финансовых кругов и до поры до времени в высшей степени законопослушный человек средних лет.

Как же удалось этому почтенному человеку докатиться до уровня транспортного «зайца»? Принцип, господа, банальный принцип!

В один прекрасный день Морковников, отправляясь в очередной вояж, решил не приобретать билет в кассе, а вручить деньги прямо в руки кондуктору. Во-первых, как уже говорилось, не хотел платить комиссию в кассу. Естественно, не потому, что был беден или жаден! Дело здесь в другом. Эта комиссия шла частью на оплату работы проверяющих контроллеров, коих на железной дороге была тьма-тьмущая. И вот они-то для Морковникова стали чем-то вроде красной тряпки для быка.

«Мочи нет терпеть этих проходимцев», - сетовал Игнат Львович, - «Ночь-полночь – и они тут как тут!» Уж больно раздражало «бизнесмена», что за ночь фраза «Ваш билет, пожалуйста!» могла прозвучать кряду пять раз. И решил он из принципа больше билет не покупать.

-2

А коли заплатишь напрямую кондуктору, то и условия получишь самые что ни на есть «люксовые». Таких «особых пассажиров» селят в отдельное купе в самом конце вагона, куда вход есть только у кондукторов. Здесь тебе и спокойная ночь, и тишина, и свежезаваренный чай с ароматными булочками или еще что покрепче. Такие пассажиры были «маной небесной» для «хозяев вагона», зарплата которых была копеечной, потому и брали «зайцев» с большой охотой и обхаживали с большой заботой.

Проблема проверяющих, конечно, таким образом не снималась, но у кондукторов по всему составу были свои «глаза» и «уши», которые заранее сигнализировали о грядущей проверке. Пассажиров предупреждали, запирали купе на ключ и говорили, что, мол, надобности в осмотре нет, поскольку оно – пусто.

Сложности безбилетных проездов

Были особо вредные «контролеры», которые требовали во что бы то ни стало отпереть купе, - о такой смене у кондукторов тоже были сведения, и, как только поступал сигнал о «шмоне», кондукторы прятали своих «ВИП-клиентов» на промежуточной станции или на свои деньги покупали им билет, чтобы те ехали вполне легальным способом.

Много месяцев Морковникову везло. То проверка до него не доходила, то бригада проверяющих попадалась сговорчивая. Но однажды удача ему все же изменила.

Погрузившись в глубокий сон, Игнат Львович вдруг услышал над самым ухом неприятный, шипящий шепот: «Просыпайтесь, скорее просыпайтесь! Проверка!». То ли «агенты» прокололись, то ли неожиданно сменился состав проверяющей бригады, но осведомить кондуктора не успели, поэтому ретироваться Морковникову пришлось в спешном порядке.

-3

Чтобы не возникло лишних вопросов, его переодели в робу кочегара и поставили к печке подкладывать уголь. На свою станцию Игнат Львович прибыл, как гоголевский черт, - весь чумазый, в саже с головы до пят. Отмываться пришлось долго и упорно. Даже опоздал на важную встречу. Но на этом неприятности его, увы, не закончились.

Обратный путь также был чреват неприятной проверкой. Но тут уж Морковников встал в «позу» и заявил, что «больше никакой печки!»

Что ж, нет так нет – остается радикальный способ. Кондуктор предложил спрятать его в другом вагоне. Но только лишь Игнат Львович вышел на площадку между вагонами, как почувствовал неприятный, жесткий пинок – и это было последним, что он помнил.

Только лишь через неделю появился он в пункте назначения – весь оборванный, грязный, с переломанной ключицей и огромными гематомами по всему телу. Отправился прямиком в полицейский участок.

Только вот дела никто заводить не стал. Марковникову на пальцах объяснили, что доказать, что кто-то его именно толкнул, а не сам он поскользнулся, - не представляется возможным. Да и нарушителем порядка здесь выступает именно он, потому что «заяц» равносилен «криминальному авторитету».

Стало быть, Игнат Львович сам себя уже наказал, а потому был отпущен с миром. Так что, принципиальность порой выходит боком.

Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!

Это интересно

Как защитить свое наследство от коварных родственников?
Загадочный Петербург24 октября 2022
Маленький секрет, никто не снимал дачу у купца. Изящно и просто!
Загадочный Петербург21 октября 2022
Как студент-очкарик за 2 недели стал атлетом и смог поднять быка?
Загадочный Петербург17 октября 2022

И еще больше 1 000 историй у нас на канале