Бензиновый двигатель ЗИЛ-130 был создан на основе ДВС ЗИС-111 разработанного до 1956 года, на базе V-образного двигателя Форд. Для быстрого проектирования двигателя были закуплены иностранные автомобили при участии главного конструктора автозавода ЗИЛ Кригера Анатолия Маврикиевича. За создание и разработку грузовика ЗИЛ-130 и его модификаций А М Кригер получил в 1967 году Государственную премию СССР. Полную версию разработки ЗИЛ-130 можно прочитать здесь.
В рамках освоения новых двигателей ЦК КПСС и Совета Министров постановило разработать дизельный двигатель для грузовиков. В 1958 году на автозаводе ЗИЛ на базе V-образного 8-и цилиндрового бензинового двигателя начали создавать дизельную модификацию. Каким образом работает карбюраторный двигатель ЗИЛ-130 на дизельном топливе можно прочитать здесь.
В дизельном двигателе ЗИЛ-136 применялось значительное количество узлов и деталей от ЗИЛ-130 — распредвал, масляный насос и поддон, маховик, детали привода ГРМ и другие детали. На дизельном варианте были изменённое и усильное ГБЦ, детали шатунно-поршневой группы и установлена топливная аппаратура.
Блок цилиндров, повторял по основным размерами ЗИЛ-130, но была усилена его жесткость за счет дополнительного оребрения и применения увеличенных стяжных болтов крышек коренных подшипников. Коленчатый вал ЗИЛ-130 усилили за счет уменьшения диаметров отверстий масляного канала и увеличения диаметров галтелей.
Первые опытные образцы грузовика ЗИЛ-136 были построены в 1960 году (2 экземпляра с двухступенчатым двухскоростным задним мостом) и до 1968 года (10 экземпляров с двухступенчатым односкоростным задним мостом, с двигателями с усиленными блоками).
Характеристики дизеля ЗИЛ-136: V-образный восьмицилиндровый, мощность — 125 л. с. при 2800 об/мин, максимальный крутящий момент — 35 кГм при 1400 об/мин, рабочий объём — 6000 куб.см, степень сжатия — 17.
Разработанный дизельный двигатель ЗИЛ-136 довели до конца, что позволило начать мелкосерийное производство в целях накопления соответствующего эксплуатационного опыта. Двигатель для грузовиков, рассчитанный для перевозки груза в 10 тонн или в составе автопоезда оказался недостаточной мощности. На испытаниях дизельного двигателя, не выдерживал коленчатый вал и прогорание прокладки ГБЦ, ресурс получался меньше, чем на карбюраторной версии.
Дальнейшая модернизация двигателя ЗИЛ-136 не имела возможности, но проделанная работа использовалась для создания двигателя ЯМЗ-641. Используя конструкцию дизельного двигателя ЯМЗ-641, изменив размеры, в 1971 году создали ЯМЗ-740 (Камаз-740) и в 1974 году разработали ЗИЛ-645. Эти двигатели имели запас прочности и возможность модернизации с повышением мощности. Про модернизированные версии двигателей Камаз-740 можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"