Найти в Дзене

Реставрация РАФ-2203 "Водород-НАМИ"

В зимнее межсезонье попал в руки некомплектный номерной РАФ-2203 с практически снятой краской. Не хватало колесных осей и задних бамперов.

РАФ-2203 до реставрации.
РАФ-2203 до реставрации.
РАФ-2203 вид спереди.
РАФ-2203 вид спереди.
Задняя дверь по всей видимости не от него.
Задняя дверь по всей видимости не от него.
Дно РАФ-2203.
Дно РАФ-2203.

По дну определяем примерные годы выпуска модели. Поскольку это номерная модель (№ А18) и есть надпись "MADE IN USSR", значит она выпущена с 1983 по 1987, т.к. с 83 года появляется надпись "MADE IN USSR", с 87 года дно выпускается без номера, а с 88 года становится пластиковым.

Счищаем остатки темной краски и готовим кузов и двери к грунтовке.

Раф готов к лакокрасочным работам.
Раф готов к лакокрасочным работам.

Для покраски было использовано оригинальный, заводской артефакт - специальное приспособление для удерживания кузова.

Приспособление для установки кузова при покраске.
Приспособление для установки кузова при покраске.

Скорее всего это приспособление использовалось для моделей, у которых в кузове есть два отверстия, куда можно вставить эти два штыря. Но эксперимент есть эксперимент, тем более с неким сакральным смыслом, когда этот антикварный девайс используется как "двузубец судьбы", вставленный в отверстия для фар.

Как обычно на очищенный от краски и обезжиренный кузов наносим светлый грунт Motip Primer в 3 слоя с сушкой в течении суток.

Далее модель покрывается аэрозольной краской Motip Белый ГАЗ.

Окрашенные двери сохнут.
Окрашенные двери сохнут.

Просто белый РАФ — это скучно, особенно когда в продаже есть большой выбор декалей. Выбираем интересный набор декалей "Электро-водород-НАМИ" от Doctor Decal.

Doctor Decal "Электро-водород-НАМИ".
Doctor Decal "Электро-водород-НАМИ".

Декали посвящены опытным РАФ-2203, работающих на водородном топливе.

Начиная с 1976 года в НАМИ проектируется и разрабатывается автомобиль на базе микроавтобуса РАФ-22034, работающий на водороде. В НАМИ были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Была разработана система питания двигателя, позволяющая работать одновременно на водороде и бензине. На холостом ходу и малых нагрузках двигатель работал на водороде. По мере увеличения нагрузки производилась добавка бензина. В режиме максимальной нагрузки двигатель работал только на бензине.
Опытный РАФ на испытательном стенде.
Опытный РАФ на испытательном стенде.
Начиная с 1979 года осуществлялись лабораторно-дорожные испытания и опытная эксплуатация автомобилей. Испытания РАФ-22031, оснащенного бензоводородной системой питания, показали, что по сравнению с работой автомобиля только на бензине расход его снизился в 2,6 раза при одновременном улучшении топливной экономичности (кДж/100 км) на 28,2 %. Выброс токсичных компонентов в этом случае снижался по СО в 23 раза, по СН в 2,9 раза, по NO в 5,3 раза по нормам 1980-1982 годов. Средняя концентрация водорода за цикл составляла 14,6%.
Однако, в 1984 году испытания были остановлены, и проект в промышленное производство не пошел.

При наклейке декалей обнаружилась ошибка в выкройках. Два элемента на боковины капота оказались одинаковыми, а должны быть зеркальными. Пришлось нужный фрагмент составлять из нескольких частей.

Нижний фрагмент правильный, верхний - ошибочный.
Нижний фрагмент правильный, верхний - ошибочный.

После наклейки декалей модель окунается в лак Футура.

Дополнительно были приобретены две колесные пары и задние бампера.

Комплект деталей готов к сборке.
Комплект деталей готов к сборке.

В салоне отсутствует заднее сидение на 4 места. Во-первых, это довольно редкая запчасть, во-вторых, у экспериментальных РАФов на этом месте было установлено водородное оборудование, поэтому место как раз для него. Но это — следующий уровень моделизма, пока недоступный — воспроизвести этот агрегат.

Итого результат работы выглядит следующим образом.

Восстановленный РАФ, вид сбоку.
Восстановленный РАФ, вид сбоку.
Восстановленный РАФ, вид спереди.
Восстановленный РАФ, вид спереди.
Восстановленный РАФ, вид сзади.
Восстановленный РАФ, вид сзади.
Восстановленный РАФ.
Восстановленный РАФ.
Восстановленный РАФ.
Восстановленный РАФ.

Заметим, что оригинальная модель оборудована верхними фара-искателями и мигалкой, как на Скорой помощи, и белыми бамперами, что было замечено позже. Как говорится, нет предела совершенству)

В новой коробке репринт.
В новой коробке репринт.

Авто
5,66 млн интересуются