Найти в Дзене
Модельки Линсера

Как я крашу сборные модели и почему так

Оглавление

Можно найти кучу статей, в какой последовательности надо выполнять действия по покраске и визирингу модели.

Они безусловно правильные и полезные. Но в моделизме нет правил, кроме одного - следовать образам и логике реального мира. Поэтому я считаю, что понимание сути вещей эффективнее запоминания каких-то алгоритмов.

Предлагаю с этой позиции и посмотреть на покраску модели или ее элементов.

Немного истории

Смотрите, это тепловоз ТГМ6А:

Он очень старый. Настолько старый, что когда его собрали, то покрасили в желтый и оранжевый. ТГМ6А так красили чуть ли не в начале 70-ых, т.е. полвека назад. И с тех пор этот тепловоз ни разу не перекрашивали.

Краска на нем выцвела, местами облупилась и проступила ржавчина. В паре мест его подкрасили бордовым.

Для меня как моделиста важна история этой машины: сталь покрашена, с течением времени выцвела, затем облупилась. Оголившееся железо покрыла ржавчина. На краске появились потёки (где-то ржавчины, где-то грязи). Пару мест на машине закрасили бордовым, но это было давно, т.к. цвет тоже успел выцвести.

Последовательность покраски и визиринга в целом соответствует истории старения и перекрашивания прототипа (реальной истории или той истории, которую автор выдумал).

Немного плана

Когда я крашу модель, я не просто покрываю ее краской, я пытаюсь визуально показать ее историю. Зная историю прототипа или просто придумав историю своего прототипа, я получаю почти готовый план покраски и визиринга модели.

В случае, если бы я собирал модель этого тепловоза, план покраски был бы такой:

  1. задуть модель краской "под ржавчину";
  2. покрыть модель базовым слоем краски;
  3. имитировать сколы до ржавчины (чиппинг);
  4. имитировать выцветание (например, фильтрами);
  5. нанести заплатки свежей краски, при желании имитировать выцветание заплаток (но сделать это слабее, чем в случае с базовой краской);
  6. выделить расшивку;
  7. имитировать потеки грязи и ржавчины;
  8. на пятнах ржавчины имитировать свежую ржавчину (пигменты);
  9. имитировать потертости до стали (пигменты);
  10. сухой кистью пройти по местам, где в ходе эксплуатации грязь могла быть вытерта (например, ветками или частыми касаниями рук).

Конечно же ты можешь сказать, что это в целом похоже на те алгоритмы, которые я упоминал в самом начале. Но только мы этот план составили не по шпаргалке, а потому, что поняли историю прототипа и выразили ее в последовательности действий.

Теперь мы можем реализовывать любые истории, которые нам придут в голову. Но есть один важный момент.

Один важный момент: что может скорректировать план

Скорректировать план может специфика применения тех средств, которые мы используем для покраски и визиринга.

Примеры:

  1. Если по задумке из-под ржавчины должна проступать сталь, либо нужно имитировать потертости краски (например, на ручках и поручнях) до стали, то такой эффект лучше делать пигментами в конце визиринга. Если это делать в начале (сталь ведь в основе основ), то в ходе покраски и визиринга имитация стали "замоется" и эффект будет сильно хуже. Тем не менее лучший эффект дает вариант, когда я точно знаю, где будет потертость, под базовым слоем в этом месте покрываю металликом, протираю базу, а в конце визиринга сталь дотираю пигментом, а по краям, на стыке с краской, пигметами имитирую немного ржавчины.
  2. Смывка. Мы ее используем для проявления всяких стыков, швов, расшивки. В реальной жизни это либо тень во шве, либо набившаяся в него грязь. Т.е. по идее ее надо делать в конце. Однако когда у меня на борту машины свежее пятно подтёка, пересекающее расшивку, то по-хорошему его надо делать поверх смывки.

Вообще все эти средства - тема отдельного разговора, я к ней вернусь чуть позже, чтобы не перегружать этот текст.

Пример

Это кабина моей Шишиги (моя первая удачно собранная модель):

-2

По задумке машина изначально была окрашена в старую цветовую схему ГАЗ-66 гражданского назначения и со временем не перекрашивалась. Краска обтерлась, проступила ржавчина.

В какой-то момент водительскую дверь заменили на дверь от старой армейской машины, на которой еще сохранились фрагменты эмблемы воинской части.

По кабине была примерно такая последовательность действий:

  1. слой ржавчины;
  2. базовый слой краски;
  3. имитация сколов до ржавчины;
  4. выцветание краски (фильтр);
  5. выделение контуров и выступающих элементов сухой кистью (видно на ребрах жесткости крыши).

По двери:

  1. слой ржавчины;
  2. базовый слой краски;
  3. имитация облезания краски до ржавчины;
  4. декаль эмблемы;
  5. слой базовой краски поверх эмблемы с эффектом чиппинга (т.е. ее немного ободрал так, чтобы декаль выступала огрызками, как будто это остатки эмблемы, которая облупилась).

Вывод из всего этого

Хочешь построить качественную модель - знай историю ее прототипа. Или придумай эту историю.

Авто
5,66 млн интересуются