Можно найти кучу статей, в какой последовательности надо выполнять действия по покраске и визирингу модели.
Они безусловно правильные и полезные. Но в моделизме нет правил, кроме одного - следовать образам и логике реального мира. Поэтому я считаю, что понимание сути вещей эффективнее запоминания каких-то алгоритмов.
Предлагаю с этой позиции и посмотреть на покраску модели или ее элементов.
Немного истории
Смотрите, это тепловоз ТГМ6А:
Он очень старый. Настолько старый, что когда его собрали, то покрасили в желтый и оранжевый. ТГМ6А так красили чуть ли не в начале 70-ых, т.е. полвека назад. И с тех пор этот тепловоз ни разу не перекрашивали.
Краска на нем выцвела, местами облупилась и проступила ржавчина. В паре мест его подкрасили бордовым.
Для меня как моделиста важна история этой машины: сталь покрашена, с течением времени выцвела, затем облупилась. Оголившееся железо покрыла ржавчина. На краске появились потёки (где-то ржавчины, где-то грязи). Пару мест на машине закрасили бордовым, но это было давно, т.к. цвет тоже успел выцвести.
Последовательность покраски и визиринга в целом соответствует истории старения и перекрашивания прототипа (реальной истории или той истории, которую автор выдумал).
Немного плана
Когда я крашу модель, я не просто покрываю ее краской, я пытаюсь визуально показать ее историю. Зная историю прототипа или просто придумав историю своего прототипа, я получаю почти готовый план покраски и визиринга модели.
В случае, если бы я собирал модель этого тепловоза, план покраски был бы такой:
- задуть модель краской "под ржавчину";
- покрыть модель базовым слоем краски;
- имитировать сколы до ржавчины (чиппинг);
- имитировать выцветание (например, фильтрами);
- нанести заплатки свежей краски, при желании имитировать выцветание заплаток (но сделать это слабее, чем в случае с базовой краской);
- выделить расшивку;
- имитировать потеки грязи и ржавчины;
- на пятнах ржавчины имитировать свежую ржавчину (пигменты);
- имитировать потертости до стали (пигменты);
- сухой кистью пройти по местам, где в ходе эксплуатации грязь могла быть вытерта (например, ветками или частыми касаниями рук).
Конечно же ты можешь сказать, что это в целом похоже на те алгоритмы, которые я упоминал в самом начале. Но только мы этот план составили не по шпаргалке, а потому, что поняли историю прототипа и выразили ее в последовательности действий.
Теперь мы можем реализовывать любые истории, которые нам придут в голову. Но есть один важный момент.
Один важный момент: что может скорректировать план
Скорректировать план может специфика применения тех средств, которые мы используем для покраски и визиринга.
Примеры:
- Если по задумке из-под ржавчины должна проступать сталь, либо нужно имитировать потертости краски (например, на ручках и поручнях) до стали, то такой эффект лучше делать пигментами в конце визиринга. Если это делать в начале (сталь ведь в основе основ), то в ходе покраски и визиринга имитация стали "замоется" и эффект будет сильно хуже. Тем не менее лучший эффект дает вариант, когда я точно знаю, где будет потертость, под базовым слоем в этом месте покрываю металликом, протираю базу, а в конце визиринга сталь дотираю пигментом, а по краям, на стыке с краской, пигметами имитирую немного ржавчины.
- Смывка. Мы ее используем для проявления всяких стыков, швов, расшивки. В реальной жизни это либо тень во шве, либо набившаяся в него грязь. Т.е. по идее ее надо делать в конце. Однако когда у меня на борту машины свежее пятно подтёка, пересекающее расшивку, то по-хорошему его надо делать поверх смывки.
Вообще все эти средства - тема отдельного разговора, я к ней вернусь чуть позже, чтобы не перегружать этот текст.
Пример
Это кабина моей Шишиги (моя первая удачно собранная модель):
По задумке машина изначально была окрашена в старую цветовую схему ГАЗ-66 гражданского назначения и со временем не перекрашивалась. Краска обтерлась, проступила ржавчина.
В какой-то момент водительскую дверь заменили на дверь от старой армейской машины, на которой еще сохранились фрагменты эмблемы воинской части.
По кабине была примерно такая последовательность действий:
- слой ржавчины;
- базовый слой краски;
- имитация сколов до ржавчины;
- выцветание краски (фильтр);
- выделение контуров и выступающих элементов сухой кистью (видно на ребрах жесткости крыши).
По двери:
- слой ржавчины;
- базовый слой краски;
- имитация облезания краски до ржавчины;
- декаль эмблемы;
- слой базовой краски поверх эмблемы с эффектом чиппинга (т.е. ее немного ободрал так, чтобы декаль выступала огрызками, как будто это остатки эмблемы, которая облупилась).
Вывод из всего этого
Хочешь построить качественную модель - знай историю ее прототипа. Или придумай эту историю.