Свечи зажигания на бензиновых машинах – это, как всем известно, расходник, сроки замены которого варьируются как от качества самих свечей, так и от особенностей эксплуатации – особенностей топлива, манеры и условий езды и так далее. «Автомобиль года в России» рассказывает, какие ошибки не следует допускать при использовании и замене свечей.
Сначала разберемся с тем, что будет, если свечи не менять десятки, а то и сотни километров. Наибольшей ходимостью, как известно, обладают качественные и соответственно дорогие свечи. Это прежде всего платиновые и иридиевые изделия, а также свечи, электроды которых изготовлены из сплава платины и иридия. Альтернатива им - более доступные медные или хромоникелевые модели. Лучшие образцы иридиевых свеч допускается использовать до 120 тыс. км. Свечи с платиновым наконечником служат, как правило, до 100 тыс. км. Бюджетные же, медные или хромоникелевые, свечи рекомендуется менять на 25 тыс. км при рекомендованных 50 тыс. км, особенно если вы заметили характерные загрязнения в виде нагара в области зазора, а также механические сколы на изоляторе. Насторожить должны также нестабильные обороты коленвала, детонация двигателя и повышенная дымность выхлопа.
Если проигнорировать эти сигналы, может произойти, к примеру, детонация в камере сгорания двигателя. При сильной детонации мотор испытывает тепловые и механические перегрузки, из-за которых могут обгореть кромки поршней и прокладки головки блока цилиндров. Из-за микротрещин в керамическом изоляторе его крошечный кусочек может также угодить в цилиндр и вызвать задиры на поверхности его стенок. Кроме того, при неисправных свечах несгоревшая смесь может попадать на соты каталитического нейтрализатора, уменьшая его ресурс.
Что же будет, если свечи менять неправильно? Начнем, на первый взгляд, с несерьезных огрехов. Например, свечу при замене можно банально уронить на пол. В этом случае высок риск повредить боковой электрод или керамический изолятор и спровоцировать в дальнейшем перебои в работе мотора.
Не следует также выкручивать свечи на горячем моторе. Он должен остыть как минимум до 50 градусов (не должен обжигать руку). В противном случае велики шансы повредить резьбу в головке блока.
Также очень важно очистить свечной колодец от грязи и пыли при любых манипуляциях со свечами. Ведь если неаккуратно вывернуть свечу на грязном блоке, пыль, песок и грязь могут просочиться в свечное отверстие, а затем в цилиндр, где будут уродовать его стенки. Поэтому, прежде чем браться за инструмент, снимите со свечей колпачки и промойте углубления автохимией, после чего для надежности продуйте свечной колодец сжатым воздухом или очистите пылесосом.
Свеча зажигания также может обломиться при ее выкручивании. Такие случаи, кстати, не редки и связаны или с браком, или некорректными действиями ремонтников или самого владельца. Если свеча прикипела, не стоит прилагать чрезмерные усилия по ее вывинчиванию, а вместо этого необходимо провести подготовительную работу. Область, где находится такая свеча, заливают WD-40 и оставляют откипать на несколько часов. Следующий этап – обстукивание свечи, для чего прилагаются легкие усилия. Зачастую таких манипуляций бывает достаточно. В противном случае применяется специальный вороток, повышающий усиление.
Если же свеча при выкручивании все же сломалась, шестигранник и часть изолятора, как правило, остаются в руке, а резьбовая часть – в головке блока цилиндров. В перспективе, таким образом, маячат снятие ГБЦ и высверливание остатков свечи. Специалисты используют для этого так называемый экстрактор – специальный ключ, который вкручивают в поврежденную свечу.
Еще одна грубая ошибка при замене свечей – их неправильная затяжка. Если недотянуть, то из-за недостаточного теплоотвода свеча в результате перегреется, что чревато выгоранием электродов и разрушением изолятора. Или, скажем, свеча может разболтаться из-за вибраций в колодце и со временем вылететь из посадочного отверстия, повредив резьбу. Если же перетянуть, можно повредить керамический изолятор, что приведет к пропускам зажигания или того хуже – появлению трещин в керамике. Вывод очевиден: вооружитесь динамометрическим ключом! За его отсутствием следует закрутить свечу вручную, а затем довернуть на 1/3 оборота.
Наконец еще одна частая ошибка – выкручивание свечей без свечного ключа. Случается, что его не оказывается под рукой и «умельцы» вооружаются, к примеру, высокой головкой подходящего размера. Однако при этом свеча, как правило, падает на дно колодца, поскольку в отличие от специализированного ключа такой инструмент не имеет фиксатора для удержания свечи. При падении свечи может быть погнут боковой электрод, что приведет к уменьшению зазора. По той же причине не стоит пользоваться примитивными моделями свечных ключей.