Найти тему
Лидеры Перемен

Самоуважение, самооценка

Оглавление
Фото взято из открытых источников интернет без указания авторского права
Фото взято из открытых источников интернет без указания авторского права

Громкие слова обычно только сотрясают воздух. Сказать не сделать, увидеть не значит испытать на своей шкуре. Попробуем взглянуть на самоуважение и самооценку настолько глубоко, насколько сможем.

Самоуважение (достоинство)

Что такое самоуважение? В социологии и психологии есть определение, которое говорит об отношении индивидуума к себе как к личности. Причём эта оценка субъективная. Часто, определение разбивается на более мелкие. В попытке сравнить свои притязания на положение в обществе, самоуважение сравнивают с самооценкой и так далее и тому подобное. И это потому, что такое определение не отражает полноту состояний человека. В своей статье я разделил понятие самоуважения и самооценки, так как они качественно разные по сути, но прекрасно дополняют друг друга.

Определение самоуважения в психологии и социологии трактуется как достоинство. А вот это уже не просто чувство, а качество человека (качественное состояние), которое отражает его отношение к жизни, её смыслам и ценностям. Это его внутренний стержень. И от того какой оный, зависит и его внешнее проявление. Достоинство – это когда ты не меняешь свои принципы и мировоззрение в угоду выгоде, но всегда пересматриваешь неправильные его аспекты.

Возникает вопрос – а можно ли воспитать в себе достоинство? Можно. Но это не простая работа, для этого нужно менять мировоззрение и мышление.

Какие шаги можно сделать на пути к достоинству:

Самый первый шаг - это определить своё мировоззрение, своё отношение к разным ситуациям.

  1. Научиться аргументированно отстаивать своё видение ситуации.
  2. Действовать, не исходя из выгоды, а исходя из принципов вашего мировосприятия.
  3. Спокойствие. Пожалуй, самый сложный шаг, ведь оставаться в спокойном состоянии в любой ситуации, можно только осознав свои возможности и научившись не поддаваться провокациям со стороны.
  4. Не позволять ущемлять своё достоинство, а это значит научится давать отпор негодяям и хамам.

Пример. Начальник орёт на работе.

Если на вас начинают орать на работе, не важно кто по должности, то важно сохранить спокойствие и задать вопрос: «А кто собственно дал право этому человеку орать на вас?» Даже если вы что-то неправильно сделали, вы готовы признать вину и исправить. Но если такой тон сохраняется, вы вправе предупредить человека о юридических последствиях психологического давления и унижения человеческого достоинства. Это не должны быть пустые слова с вашей стороны, если конфликт на этом исчерпан не будет, то вы должны научится действовать и в полной мере осознавать последствия, которые вряд ли будут для вас комфортны. Ведь истина – важнее вашего сиюминутного комфорта. На истине строится мировоззрение. Один раз подменили истину, потихоньку рухнет ваш внутренний стержень, рухнет стержень – потеряете достоинство, а равно самоуважение. Пусть вы и будете после оправдывать своё бездействие, но диссонанс внутри будет. И чем больше вы будете оправдывать подмену истины, тем больше диссонанс будет вас разрушать и однажды вы перестанете его чувствовать. Это означает, что вы потеряли своё достоинство и самоуважение.

Обычно те, кто орут, часто сами из себя ничего не представляют, однако могут обладать ресурсной базой для действий чужими руками. Такое поведение — это попытка скрыть свои слабости. Помните басню про Моську, которая лает на слона? Слон-то спокоен и сохраняет достоинство. «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» Пусть в критической ситуации, это будет ваш девиз.)))

Кейс. Консалтинг логистики и отдела продаж.

Разговор с владельцем бизнеса, который хочет перестроить логистику в отделе продаж и улучшить сам отдел продаж.

Суть очень проста. Владелец приглашает консультанта и задаёт один единственный вопрос «Можете ли Вы улучшить показатели отдела продаж и логистики?»

Консультант отвечает:

«Для того, чтобы понять могу ли я улучшить показатели, мне нужно понять, как работает ваш отдел».

Этот ответ не устраивает владельца бизнеса, и он снова задаёт тот же вопрос. И так далее. Консультант отказывает в своих услугах, не взирая на сулящую хорошую оплату.

Вопрос к читателям, почему консультант отказал?

Ответ читайте в конце статьи)))

Самооценка

Связана ли самооценка с самоуважением? Напрямую. Потому, что без непредвзятой самооценки очень трудно развиваться и самоопределяться. Непредвзятая самооценка краеугольный камень на пути человека, так как идентифицировать собственные амбиции очень сложно. Да и вообще, признавать собственные слабости, особенно когда «хотелка» не соответствует возможностям, очень трудно. А ведь выявление слабостей и есть главный критерий развития, так как человек начинает понимать с чем ему нужно работать.

Из всего вышесказанного вытекает следующий алгоритм самооценки:

  1. Выявление собственных амбиций. Про амбиции читайте здесь.
  2. Выявление собственных слабостей. Это относится к качествам человека, например, никотиновая зависимость.
  3. Выявление слабых сторон. Например, проседает зарплата, не хватает денег.
  4. Выявление сильных своих качеств. Например, наличие эрудированности.
  5. Выявление сильных социальных сторон. Например, у вас крепкий семейный тыл.
  6. Постановка цели и решений как к ней двигаться. То есть, как искоренить слабости и усилить сильности.

Обратите внимание на то, что лучше всего всё это выписывать на бумажку, так нагляднее. Можно дополнять и расширять все пункты в процессе. Это очень удобно. Но главное, наличие анализа ситуации ничего не решает, а только даёт возможность видеть, куда следует сделать шаг. Поэтому необходимо действовать)))

Гармоничное совмещение самооценки и самоуважение даст вам преимущество перед конкурентами, потому, что ваше видение себя позволит увидеть сильные и слабые стороны других, как бы завуалированы оные небыли.

Удачи Вам в ваших начинаниях и продолжениях!

© Александр Каракулько

P.S. Ответ на кейс.

Что хочет владелец? Услышать положительный ответ и уйти от ответственности за решение. Но это ещё не всё, он хочет подчинить консультанта себе навязав ему один единственный ответ, ставя его перед выбором «Да» или «Нет». И усиливает «Да» хорошей оплатой. Сказав «Да», консультант ставит себя в зависимое положение от своего клиента и клиент сможет им манипулировать так, как будет ему угодно.

Что хочет консультант? Понять пределы своих возможностей, и исходя из этого дать развернутый и аргументированный ответ. Решение проблемы владельца бизнеса не может иметь однозначного ответа, потому что в некоторых аспектах может и не нуждаться в улучшении, а может необходимо полностью реорганизовать всю логистику и отдел продаж. Чтобы не попасть под манипуляцию владельца, консультант отказывает ему в услугах и тем самым, не взирая на выгоду, сохраняет своё достоинство безамбициозно оценивая ситуацию и себя в ней.