Громкие слова обычно только сотрясают воздух. Сказать не сделать, увидеть не значит испытать на своей шкуре. Попробуем взглянуть на самоуважение и самооценку настолько глубоко, насколько сможем.
Самоуважение (достоинство)
Что такое самоуважение? В социологии и психологии есть определение, которое говорит об отношении индивидуума к себе как к личности. Причём эта оценка субъективная. Часто, определение разбивается на более мелкие. В попытке сравнить свои притязания на положение в обществе, самоуважение сравнивают с самооценкой и так далее и тому подобное. И это потому, что такое определение не отражает полноту состояний человека. В своей статье я разделил понятие самоуважения и самооценки, так как они качественно разные по сути, но прекрасно дополняют друг друга.
Определение самоуважения в психологии и социологии трактуется как достоинство. А вот это уже не просто чувство, а качество человека (качественное состояние), которое отражает его отношение к жизни, её смыслам и ценностям. Это его внутренний стержень. И от того какой оный, зависит и его внешнее проявление. Достоинство – это когда ты не меняешь свои принципы и мировоззрение в угоду выгоде, но всегда пересматриваешь неправильные его аспекты.
Возникает вопрос – а можно ли воспитать в себе достоинство? Можно. Но это не простая работа, для этого нужно менять мировоззрение и мышление.
Какие шаги можно сделать на пути к достоинству:
Самый первый шаг - это определить своё мировоззрение, своё отношение к разным ситуациям.
- Научиться аргументированно отстаивать своё видение ситуации.
- Действовать, не исходя из выгоды, а исходя из принципов вашего мировосприятия.
- Спокойствие. Пожалуй, самый сложный шаг, ведь оставаться в спокойном состоянии в любой ситуации, можно только осознав свои возможности и научившись не поддаваться провокациям со стороны.
- Не позволять ущемлять своё достоинство, а это значит научится давать отпор негодяям и хамам.
Пример. Начальник орёт на работе.
Если на вас начинают орать на работе, не важно кто по должности, то важно сохранить спокойствие и задать вопрос: «А кто собственно дал право этому человеку орать на вас?» Даже если вы что-то неправильно сделали, вы готовы признать вину и исправить. Но если такой тон сохраняется, вы вправе предупредить человека о юридических последствиях психологического давления и унижения человеческого достоинства. Это не должны быть пустые слова с вашей стороны, если конфликт на этом исчерпан не будет, то вы должны научится действовать и в полной мере осознавать последствия, которые вряд ли будут для вас комфортны. Ведь истина – важнее вашего сиюминутного комфорта. На истине строится мировоззрение. Один раз подменили истину, потихоньку рухнет ваш внутренний стержень, рухнет стержень – потеряете достоинство, а равно самоуважение. Пусть вы и будете после оправдывать своё бездействие, но диссонанс внутри будет. И чем больше вы будете оправдывать подмену истины, тем больше диссонанс будет вас разрушать и однажды вы перестанете его чувствовать. Это означает, что вы потеряли своё достоинство и самоуважение.
Обычно те, кто орут, часто сами из себя ничего не представляют, однако могут обладать ресурсной базой для действий чужими руками. Такое поведение — это попытка скрыть свои слабости. Помните басню про Моську, которая лает на слона? Слон-то спокоен и сохраняет достоинство. «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!» Пусть в критической ситуации, это будет ваш девиз.)))
Кейс. Консалтинг логистики и отдела продаж.
Разговор с владельцем бизнеса, который хочет перестроить логистику в отделе продаж и улучшить сам отдел продаж.
Суть очень проста. Владелец приглашает консультанта и задаёт один единственный вопрос «Можете ли Вы улучшить показатели отдела продаж и логистики?»
Консультант отвечает:
«Для того, чтобы понять могу ли я улучшить показатели, мне нужно понять, как работает ваш отдел».
Этот ответ не устраивает владельца бизнеса, и он снова задаёт тот же вопрос. И так далее. Консультант отказывает в своих услугах, не взирая на сулящую хорошую оплату.
Вопрос к читателям, почему консультант отказал?
Ответ читайте в конце статьи)))
Самооценка
Связана ли самооценка с самоуважением? Напрямую. Потому, что без непредвзятой самооценки очень трудно развиваться и самоопределяться. Непредвзятая самооценка краеугольный камень на пути человека, так как идентифицировать собственные амбиции очень сложно. Да и вообще, признавать собственные слабости, особенно когда «хотелка» не соответствует возможностям, очень трудно. А ведь выявление слабостей и есть главный критерий развития, так как человек начинает понимать с чем ему нужно работать.
Из всего вышесказанного вытекает следующий алгоритм самооценки:
- Выявление собственных амбиций. Про амбиции читайте здесь.
- Выявление собственных слабостей. Это относится к качествам человека, например, никотиновая зависимость.
- Выявление слабых сторон. Например, проседает зарплата, не хватает денег.
- Выявление сильных своих качеств. Например, наличие эрудированности.
- Выявление сильных социальных сторон. Например, у вас крепкий семейный тыл.
- Постановка цели и решений как к ней двигаться. То есть, как искоренить слабости и усилить сильности.
Обратите внимание на то, что лучше всего всё это выписывать на бумажку, так нагляднее. Можно дополнять и расширять все пункты в процессе. Это очень удобно. Но главное, наличие анализа ситуации ничего не решает, а только даёт возможность видеть, куда следует сделать шаг. Поэтому необходимо действовать)))
Гармоничное совмещение самооценки и самоуважение даст вам преимущество перед конкурентами, потому, что ваше видение себя позволит увидеть сильные и слабые стороны других, как бы завуалированы оные небыли.
Удачи Вам в ваших начинаниях и продолжениях!
© Александр Каракулько
P.S. Ответ на кейс.
Что хочет владелец? Услышать положительный ответ и уйти от ответственности за решение. Но это ещё не всё, он хочет подчинить консультанта себе навязав ему один единственный ответ, ставя его перед выбором «Да» или «Нет». И усиливает «Да» хорошей оплатой. Сказав «Да», консультант ставит себя в зависимое положение от своего клиента и клиент сможет им манипулировать так, как будет ему угодно.
Что хочет консультант? Понять пределы своих возможностей, и исходя из этого дать развернутый и аргументированный ответ. Решение проблемы владельца бизнеса не может иметь однозначного ответа, потому что в некоторых аспектах может и не нуждаться в улучшении, а может необходимо полностью реорганизовать всю логистику и отдел продаж. Чтобы не попасть под манипуляцию владельца, консультант отказывает ему в услугах и тем самым, не взирая на выгоду, сохраняет своё достоинство безамбициозно оценивая ситуацию и себя в ней.