На паттерны поведения многих людей зачастую сильно воздействует одно стойкое, сложившееся за долгие годы убеждение – «я ни на что не могу повлиять». Когда они с таким настроем приходят на новую работу, где руководители ждут от них проактивной и взрослой, то есть осознанной и ответственной позиции, они чувствуют, что просто не в состоянии соответствовать подобным требованиям. Как выявить проблемных сотрудников и что можно сделать, чтобы они эффективно работали в команде, разберемся в статье.
Что укажет на проблему?
Человек с синдромом выученной беспомощности не активен, его энергетический потенциал снижен на эмоциональном, волевом и действенном уровнях. Рассмотрим основные симптомы, на которые стоит обратить внимание.
Нет стремления к профессиональному росту. Сотрудник засиделся на одной должности, не помышляет о карьерном росте и не заикается об увеличении зарплаты.
Сниженный эмоциональный фон. Присмотритесь к апатичным, заторможенным сотрудникам, а также к тем людям, которые суетятся впустую или равнодушны к решению задач, требующих проявления силы воли.
Безынициативность. Сотрудник не предпринимает активных шагов для решения поставленной перед ним задачи и не пытается изменить ситуацию, когда может это сделать. Он отказывается от действий, даже если они могут улучшить его материальное положение или репутацию, отступает при первой же неудаче, привержен самым банальным стереотипам мышления.
Неспособность начинать и завершать. О проблемах может говорить привычка сотрудника постоянно откладывать дела на потом, даже те, которые, казалось бы, могут поднять ему настроение.
Низкая мотивация. Человек не хочет и не готов влиять на происходящие вокруг него события. Он не сильно заинтересован в работе, а зачастую и вовсе не может понять, чем хочет заниматься. Неамбициозность и пассивность такого сотрудника вызваны не столько ленью, сколько страхом провала. Призыв руководителя к действию может вызывать агрессивную реакцию и недовольство.
Как бороться с проблемой
Если вы верите в свою команду и хотите взбодрить подчиненных, самое главное — подстегнуть их мотивацию и желание действовать. Покажите им, что многое в компании зависит лично от них. Что для этого нужно?
Чуткая, своевременная и разнообразная обратная связь. В разговорах с сотрудниками проявите индивидуальный подход, сфокусируйтесь на том, как человек проявил себя в той или иной ситуации, — так он поймет, что полученный успех — не случайность или стечение обстоятельств, а следствие его эффективности и профессионализма. Находите слова поддержки для тех, кто пока не уверен в себе.
Признание значимости работы, выполняемой сотрудниками. Важно, чтобы каждый понимал, как его действия влияют на общий результат и что плоды его труда заметны коллегам и руководству.
Постепенное формирование уверенности, нацеленность на успех. Ставьте перед подчиненными амбициозные, но посильные задачи, чтобы они могли с ними справиться и были довольны результатом. Увеличивайте требования по мере того, как у подчиненных будет крепнуть энтузиазм и расти уверенность в собственных силах.
Помогая сотрудникам побороть синдром выученной беспомощности, вы создаете благоприятную среду для развития команды и поддерживаете здоровый интерес к рабочим проектам.
Также вас может заинтересовать:
Полную версию статьи «Как помочь сотрудникам справиться с синдромом выученной беспомощности» вы можете прочитать на нашем сайте. Оформить подписку на журнал можно здесь.