В августе этого года Галичский автокрановый завод отрапортовал об отгрузке очередного автокрана грузоподъемностью 100 т на шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10. А много ли выпускают в России 100-тонных автокранов? Попробуем разобраться.
Для начала небольшой исторический экскурс. Первый гидравлический кран с телескопической стрелой КС-8471 грузоподъемностью 100 т на специальном 7-осном шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой был создан в СССР в 1981 году в сотрудничестве с Польской Народной Республикой. В производстве КС-8471 участвовали одесское ПО "Завод им. Январского восстания" и машиностроительные предприятия Польской Народной Республики, входящие в объединение Bumar. Из Польши поставлялись шасси и стрела, в Одессе делали поворотную часть крана, гидроопоры и выполняли окончательную сборку. Всего было изготовлено два 100-тонных крана.
В 1989 году одесситы совместно с фирмой Liebherr изготовили 120-тонник "Прогресс-2000" , представлявший собой симбиоз демобилизованного 6-осного шасси высокой проходимости от ракетовоза МАЗ-547А и кранового оборудования Liebherr LTM 1120. Кран был выпущен в единственном экземпляре.
Первый российский 100-тонник появился только в 2000-е годы. Кран КС-8973 "Ивановец" родился благодаря совместным усилиям специалистов ивановского завода "Автокран" и Брянского завода колесных тягачей (оба входили в состав холдинга "Ивановская марка") при содействии специалистов из Германии. Работа над проектом началась в конце 2001 года. Премьера новинки состоялась на выставке "СТТ" в 2004 году.
Выпуск 5-осного спецшасси автомобильного типа КШ-8973 был налажен в Брянске, изготовление кранового оборудования и окончательная сборка - в Иваново. Чтобы получить заданные характеристики крана использовались преимущественно импортные комплектующие. При производстве опорно-ходовой рамы, а также поворотной рамы крана, телескопических опор и телескопической стрелы применялась высокопрочная шведская сталь Weldox.
Выпуск крана КС-8973 продолжался до начала 2010-х годов. В 2013 году вся линейка кранов "Ивановец" была обновлена с целью полного перехода на стрелы овоидного сечения, производство которых было налажено на заводе "Автокран". В перспективном модельном ряду 100-тоннику места уже не нашлось. За годы производства было изготовлено менее 10 кранов (по имеющимся данным - 7 единиц).
За 100-тонники также взялся Кировский машзавод 1 Мая, специализирующийся на производстве железнодорожных кранов и других путевых машин. Правда, разработанная им машина предназначалась исключительно для военных нужд, да и с конструктивной точки зрения ее вряд ли можно назвать передовой, поскольку она имела решетчатую стрелу и дизель-электрический привод. В 2007 году заказчику (ВМФ России) был сдан первый кран КС-8467, смонтированный на 6-осном шасси МЗКТ-7916-011 (12х12). В дальнейшем выпуск 100-тонников осуществлялся единично.
В начале 2010-х годов к производству 100-тонных гидравлических автокранов приступил Галичский автокрановый завод. В 2012 году предприятие представило собственную концепцию развития темы тяжелых автокранов. В сотрудничестве с компанией Tadano был изготовлен кран КС-99713 "Галичанин" грузоподъемностью 110 т на шасси МЗКТ-790400 с колесной формулой 10х6х8. На этой модели была использована крановая установка ATF 110G-5 Tadano с 5-секционной телескопической стрелой длиной 52 м.
В 2013 году ГАКЗ собрал еще один экземпляр крана КС-99713. На этот раз использовалось "родное" шасси Tadano Faun (10х6х8).
Первый 100-тонный автокран собственной разработки КС-85713 "Галичанин" ГАКЗ создал в 2015 году. Базовым для этой модели стало автомобильное шасси Volvo FM380 с колесной формулой 10х4. Отличительной особенностью крана является овалоидный (элиптический) профиль стрелы. Длина стрелы в полностью выдвинутом состоянии составляет 51 м. Гидрооборудование крана, построенное на компонентах фирмы Bosch Rexroth, имеет автономный привод от двигателя Volvo мощностью 175 л.с. На кране применяется электрогидравлическая пропорциональная система управления крановыми операциями и гидросистема с регулируемым насосом, работающая на принципе LS (Load Sensing - чувствительный к нагрузке). Кабину крановщика установили китайскую, оснащенную функцией наклона.
В 2017 году в семействе 100-тонных автокранов "Галичанин" вышел второй экземпляр - модификация КС-84713-2, которая отличается применением автомобильного шасси МЗКТ-740001 с колесной формулой 10х4.
В 2018-м выпущен третий экземпляр галичского 100-тонника. Это модификация КС-84713-6 на автомобильном шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10. Еще одна особенность этого крана - автономный двигатель привода кранового оборудования ЯМЗ-534, а также новая кабина крановщика.
В 2019 году ГАКЗ изготовил четвертый по счету кран 100-тонной серии, уже известную модификацию КС-85713 на шасси Volvo FM380.
Пятым стал кран на шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10, упомянутый в начале статьи.
Как видим, выпуск отечественных 100-тонников совсем небольшой. К сожалению, автокранов большей грузоподъемности отечественная промышленность не выпускает от слова совсем.
Потребность в тяжелых автокранах покрывается, в основном, за счет импорта. Так, по данным "Айди-маркетинг" в 2021 году в Россию было поставлено 25 кранов грузоподъемностью 100 т (10 - XCMG, 8 - Liebherr, 5 - Zoomlion и 2 - Tadano), кроме того импортировано 14 кранов грузоподъемностью 90 т, а также 55 кранов грузоподъемностью свыше 100 т (вплоть до 1200 т - кран Liebherr).
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой Дзен-канал и порекомендуйте его друзьям.
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
#кран #автокран #строительнаятехника #строительство #российскаяпромышленность #машиностроение #импортозамещение