Всякий раз, когда вижу очередную публикацию по тому или иному поводу «Бурлаков на Волге», невольно вспоминаю один анекдот из "бандитских 90-х".
Вот и на этот раз, когда увидел на обложке нового номера «Родины» «бурлаков» в голове само собой возникло:
«… На аукционе «Сотбис» продают знаменитое полотно Айвазовского. Ставки растут все выше и выше: миллион фунтов, два, три. Тут заходит непонятный тип в малиновом пиджаке и говорит:
- 10 миллионов за картину.
Ставку никто перебить не может, непонятный тип из «новых русских» выигрывает аукцион и становится покупателем, после чего он достает мобильник, набирает номер и говорит:
- Братан, я открытку купил, давай, скорее суетись с подарком Васе…»
Конечно, великий князь Владимир Александрович был совсем не «новым русским». Но ситуация с «Бурлаками на Волге» была в некотором роде похожа. Потому что, увидев её наброски, он выразился примерно в том же ключе:
«вот это заверните, мне как раз в бильярдной надо что-то этакое повесить».
И, знаете, повесил.
Поэтому, когда вы смотрите в музее на «Бурлаков» и вздыхаете над их горькой судьбой, то не забудьте, что этот шедевр (а это без всяких сомнений - шедевр) почти с самого начала создавался для бильярдной великого князя - брата одного царя и дяди другого. Он решил ее купить еще на стадии работы над полотном и дал художнику большой задаток.
А потом любил между делом, рассказывать своим партнерам по игре:
- А знаете, что это такой за типаж? А я вот знаю. Это Репин его нарисовал потому-то и потому-то. Я знаю, я сам ему эту картину заказал …
То есть «Бурлаки» - это такой элемент оформления великокняжеского дворца.
Кстати, Репин с самого начала, после того, как картина, что называется, зашла и произвела фурор на выставках, собирался ее выкупить у Владимира Александровича и передать Третьякову в его галерею. Но так и не смог этого сделать, только договаривался о демонстрации картины на выставках: то на одной, то на другой.
Надо сказать, что хотя великого князя этот момент не очень радовал, он шел навстречу и картину для выставок давал. Понимал, что «Бурлаки» - это все-таки не просто «картинка на стену в бильярдной». Но из той же бильярдной «Бурлаков» перевесили на более почетное место во Владимирском дворце только когда Владимира Александровича не стало.
Вот такая история со знаменитой картиной.
А о сложности труда бурлацких артелей, их заработках и о том, не преувеличил ли Илья Репин на своей картине тяжесть их работы, я вам расскажу в другой раз, потому что это тема довольно большого рассказа.