В послевоенные годы для СССР был необходим более современный внедорожный легковой автомобиль. Разработку и проектирование начали на автозаводе ГАЗ, имея опыт использования ГАЗ-67 и иностранных внедорожников в военных условиях, конструкторы хорошо знали какую технику необходимо создать. Под руководством Г. М. Вассермана к концу 1947 года был изготовлен опытный образец. В последующим создание опытных образцов полноприводных легковых автомобилей было связано с испытанием буксировки прицепа.
Серийный выпуск на автозаводе ГАЗ начался в 1953 году, продолжался до 1956 года, производство авто было полностью передано в Ульяновск — на бывший УльЗиС. В 1956 году автозавод ГАЗ начал серийно выпускать автомобили ГАЗ-21 Волга.
С началом производства ГАЗ-69 в Ульяновске в конце 1953 года предприятие было переименовано в Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Автомобили ГАЗ-69 в основном выпускались с двухдверным восьмиместным кузовом (шесть человек на продольных трёхместных лавках, откидной задний борт) и сельскохозяйственный ГАЗ-69А с четырёхдверным пятиместным с трёхместным задним сиденьем и небольшим багажником сзади. Отличия можете посмотреть на ролике здесь.
ГАЗ-69 и ГАЗ-69А выпускались на автозаводе УАЗ до 1972 года, индекс авто остался от разработчика, название «Труженик» не прижился, хотя из-за особенности езды на ГАЗ-69 по пересеченной местности водители называли «козлик».
Основным заказчиком автомобиля ГАЗ-69 являлся СА в лице Министерства Обороны, поэтому были разнообразные модификации внедорожников, которые не вошли в серию. Сделанные для Армии ГАЗ-69 использовались как пожарные, радиостанции, химразведки, миноискатели, санитарные даже для реактивных установок «Шмель». Все разработки новых модификаций ГАЗ-69 проходили на автозаводе УАЗ.
Самой успешной разработкой на базе ГАЗ-69 является автомобиль УАЗ-450 и его приемник УАЗ-452 «Буханка».
Многие агрегаты и детали использовались от М-20.
Силовой установкой на ГАЗ-69 являлся двигатель объемом 2,1 л. мощностью 52 л. с. от М-20 «Победа», 4-х цилиндровый по конструкции одинаковый как 6-и цилиндровый ГАЗ-11.
КПП на ГАЗ-69 трехступенчатое, рычаги переключения напольные, раздаточная коробка на 2 передачи с рычагом включения переднего моста.
До 1973 года ГАЗ-69 и его модификаций выпущено более 600 000 автомобилей в СССР, официально выпускали копии в Румынии, Северной Корее и Китае. Автомобиль экспортировался в 56 стран мира. Из открытых источников интернета есть данные, что в Китае было изготовлено более миллиона копий ГАЗ-69, как Шангай 211 и его модификации.
Даже в настоящее время можно купить ГАЗ-69 в хорошем состоянии, их используют для активного отдыха и поездки в лес и в горы. Если кто-то сдает ГАЗ-69 на утилизацию его не спешат разрезать в металлолом. Для создания самодельных вездеходов используют от ГАЗ-69 раму, мосты и раздаточную коробку.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте и одноклассниках "Авторемонт и техника"