«Занимаешься какой-то фигней»
«Вот Маринка устроилась на работу, и получает вон сколько. Молодец! А ты что? Ни работы нормальной, ни зарплаты»
«Откуда у тебя руки растут? Дай я сама это сделаю. Ничего без меня не можешь!»
«Что из тебя выйдет?»
«Кому ты будешь нужен?»
«Бездарь!»
Критика. Вряд ли на свете есть хоть один человек, который ни разу в жизни не сталкивался с ней. Критику можно услышать везде. На работе, на детской площадке, в общественном транспорте, социальных сетях. Но гораздо больнее, когда критика звучит из уст тех, кто вам по-настоящему дорог.
Когда человека критикуют, создается стрессовая ситуация. Есть три вида реакции на стресс: «бей», «беги», «замри».
- Бей – человек отвечает на критику агрессией и злостью, защищая себя.
- Беги – человек избегает критики, он может просто уйти и хлопнуть дверью. Подросток вставляет наушники в уши.
- Замри – происходит отключение всех чувств и эмоций. Человек молча выслушивает критику или соглашается с ней, никак не защищает себя.
Критиковать будут всегда, но как относиться к критике, если она исходит от близких людей?
1.Дайте себе время остыть.
Прежде чем ответить на критику, которую вы получили подышите, чтобы не среагировать на эмоциях.
2. Выясните действительные причины недовольства.
Что и почему человек так делает? Почему он так считает? Почему он вам так говорит?
Будьте смелее, спросите собеседника напрямую: «Что конкретно тебя не устраивает?», «Зачем ты сейчас это сказал?», «Чем для меня будет это лучше?», «Что значит для тебя нормальная работа?»
Здесь может скрываться беспокойство о вас, попытка оградить от возможных ошибок. А может критик не умеет правильно взаимодействовать с окружающими.
Но здесь так же может быть и то, что человек повышает свою самооценку за счет вас. Или испытывает страх, что вы изменитесь и как же тогда на вас влиять.
3. Оценить действительно ли критика справедлива или нет.
Если да, то поблагодарите человека и извлеките из критики максимальную пользу.
Если нет, «Спасибо, я подумаю…».
4. Проговорите свои чувства по этому поводу, используя «Я- высказывание»
А) «Когда ты говоришь, что я занимаюсь какой то ерундой, вместо того, чтобы найти нормальную работу...».
Объясните, какие эмоции и чувства у вас возникают: «…я расстраиваюсь мне становится очень грустно обидно…».
Б) Расскажите, почему у вас возникают такие чувства и эмоции: «…потому что я в самом начале пути строю своё дело в первый раз, и мне очень не хватает поддержки».
В) Попросите собеседника быть внимательнее к вам: «Пожалуйста, в следующий раз меня бы поддержало, если бы ты смог более мягко рассказать о том, что тебя беспокоит». (Хрящева А.)
Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем.Аристотель.
Если вам трудно принять критику, и вы испытываете постоянные проблемы в связи с этим, имеет смысл обсудить это с психологом. Возможно, вам стоит освоить навыки регуляции эмоций, научиться отстаивать личные границы и заботиться о себе.
Вострикова
Кристина Романовна
Практикующий психолог.
Кататимно - имагинативная психотерапия
(символдрама)
Автор: Вострикова Кристина Романовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru