Для вывоза ТКО (твердых бытовых отходов), как известно, применяют мусоровозы с компакторами, прессующими мусор для уменьшения его объема. Чем сильнее гидравлика сжимает бытовой мусор, тем больше машина перевозит за один рейс, и тем эффективней ее работа. Вот почему конструкторы придают большое значение усилию прессования мусоровозных надстроек, стараясь повысить коэффициент уплотнения. Когда-то коммунальные службы городов использовали машины с коэффициентом уплотнения около трех – для техники отечественных марок такое значение считалось нормой.
С приходом на российский рынок мусоровозов именитых европейских фирм, уплотняющих ТКО примерно в шесть раз, и с бункерами объемом по 16 и более кубометров, одна новая машина стала заменять три-четыре старых. Заявленный в характеристиках большинства современных моделей коэффициент уплотнения – это, как правило, усредненное значение – при работе с ТКО, в которых преобладают легко сминаемые материалы: бумага, тонкостенная пластиковая упаковка и т.п. Включения из относительно прочных тел, в частности, толстостенных пластиковых, металлических, деревянных изделий, существенно снижают коэффициент уплотнения.
В средней ценовой группе
Но и «шестерки» ведущим производителям мусоровозов сегодня уже мало. В конкурентной борьбе фирмы создают компакторы, еще сильнее прессующие бытовые отходы. Однако не у всех получается сделать высокоэффективную машину доступной по цене. Что толку от дорогущей топ-модели, сжимающей мусор аж в девять раз (а есть и такие), если муниципалитет города не одобрит покупку сотни таких коммунальных «Ролс-Ройсов» на три-четыре миллиарда рублей? Да и частные компании-подрядчики свои деньги считают. Альтернативой малодоступной европейской технике отчасти стали мусоровозы турецкого производства – точнее, надстройки, которые привозят в Россию и монтируют на шасси как отечественных, так и зарубежных производителей.
Одной из марок, которой заинтересовались коммунальщики нескольких регионов страны, стала Harvest. Линейку моделей мусоровозов совместной российско-турецкой разработки, учитывающей эксплуатацию в нашей стране, предлагает группа компаний «Экомтех». На одном из ее предприятий в подмосковном Дмитрове налажена сборка коммунальной спецтехники. В машинокомплект мусоровоза, доставляемый из Турции, входит кузов-накопитель, приемная ванна, захват, узлы гидросистемы и компоненты электрооборудования и разная мелочевка. Надстройку собирают и монтируют на автомобильное шасси согласно предпочтению заказчика. Например, для весьма востребованной в России модели Harvest MTP с 16-кубометровым кузовомнакопителем и задней загрузкой наши коммунальщики чаще выбирают двухосное шасси КАМАЗ или МАЗ. Эти марки стали еще более актуальными после сворачивания импорта автотехники европейских фирм Большой семерки. А почему именно двухосное шасси? Здесь приоритетом выступает маневренность в плотной городской застройке. Грузоподъемности крупнотоннажного грузовика 4х2 для данной задачи вполне хватает – после спрессовки плотность ТКО даже теоретически не превысит 700 кг на кубометр, но на практике будет значительно меньше, и вес 16 м3 груза составит примерно семь тонн, соответствующих технической характеристике машины.
Матчасть
Заявленный коэффициент уплотнения у компактора мусоровоза Harvest MTP – до 12. Усредненный – 7. Что примерно на 20% больше, чем у конкурирующих моделей данной ценовой группы. Кузов-накопитель овального сечения выполнен из высокопрочной низкоуглеродистой стали ST-52 толщиной 4-5 мм. Для повышения стойкости к коррозии кузов защищен долговечным покрытием грунт-эмаль. Ванна приемного бункера сварена из еще более прочной стали Hardox 450 и усилена ребрами жесткости. Также из стали Hardox 450 делают прессующую плиту. Вся гидравлика турецкого производства марок Kazel, GMS и др.
В работе надстройки участвуют от 9 до 12 гидроцилиндров (в зависимости от исполнения). Контур прессования задействован от отдельной секции тандемного двухсекционного шестеренчатого гидронасоса. За подъем заднего борта, движение каретки, опрокидывание контейнеров и другие второстепенные функции отвечает вторая секция. Насос приводится через КОМ, установленную на коробке передач шасси. Механизм захвата и опрокидывания рассчитан на работу с мусорными контейнерами всех типов, применяемых в России. Кроме того, мусоровоз Harvest MTP можно заказать и с дополнительным портальным подъемником для вывоза КГО (крупногабаритных отходов) в 8-кубовом бункере.
Антон Уткин
Фото компании-производителя.
АНДРЕЙ СОКОЛОВ, директор ООО «Рудерис» (Башкортостан) – Наше предприятие занимается вывозом бытовых отходов в Уфе и на отдаленных территориях. В парке компании более пятидесяти единиц автомобилей и спецтехники российского и турецкого производства, имели место лишь несколько случаев выхода из строя системы автоматического режима работы. Из них 25 единиц мусоровозов Harvest MTP с 16-кубометровыми кузовами на двухосных шасси КАМАЗ, МАЗ и Hino. Двухосные шасси маневренней и дешевле в эксплуатации, чем трехосные, а перевозят не намного меньше. При выборе надстроек мы учитывали такие достоинства этой модели, как повышенный коэффициент прессования, усиленная плита, удобное обслуживание технических узлов, наличие камеры заднего вида, усиленные гидроцилиндры. Среднесуточные пробеги наших мусоровозов составляют около 500 км, проблем с надстройками не было.
По правому борту – органы управления машиной при загрузке ТКО
Гидроцилиндры опрокидывания контейнера работают синхронно
Нож (другое название – лопата) захватывает и прессует мусор
Универсальный захват рассчитан на все типы контейнеров
Журнал "РЕЙС" - выпуск от 22.12.2022