Найти в Дзене

Наука не имеет гендерной принадлежности

​Челябинский государственный университет и любовь к научным исследованиям объединяет представительниц прекрасного пола, которые в Международный день женщин в науке рассуждают о гендерном равенстве, творчестве, красоте и свободе.

Дарья Бенц
Дарья Бенц

Дарья Бенц, профессор кафедры экономики отраслей и рынков института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ:​

«Не должны мы подходы к научным исследованиям ставить в зависимость от гендерного признака! Но, наверное, можно предположить, что некая скрупулёзность и внимание к мелочам всё же больше присущи женщинам.
Идти в науку не входило в мои планы, если уж по-честному. Окончив вуз, я хотела работать экономистом в реальном секторе. Промышленные заводы – вот та романтика, к которой меня тянуло. Пройдя собеседования на ЧМК и «Теплоприбор», я вдруг решила не выбирать между этими заводами, а притормозить процесс трудоустройства и поступать в аспирантуру. Не могу даже сказать, что мной тогда двигало. Есть в экономической науке, у Адама Смита, такой термин – «невидимая рука рынка». Видимо, тогда меня некая «невидимая рука» и завела в науку. А потом уже остановиться сложно. Сначала пишешь статьи, потому что того требует обучение в аспирантуре, а потом переходишь тот рубеж, который называется «из-под палки», и начинаешь с огромным удовольствием заниматься исследованиями. Думаю, моя любовь к промышленности не закончилась – сейчас занимаюсь изучением трендов, характерных для развития промышленных регионов.
Не вижу разницы между женской и мужской наукой. Если ориентироваться на такой подход, согласно которому задача женщины – заниматься семьей, а задача мужчины – приносить доход, то выглядит это так, словно наукой никто не должен заниматься – ни мужчины, ни женщины. Ведь, откровенно говоря, наука – не самый доходный «бизнес». Но двигатель развития любого общества – это мысль. Думающее общество способно сделать многое. И если мы хотим улучшать качество нашей жизни и жизни наших потомков, то нужно стараться делать то, что мы умеем. Любым умениям и навыкам предшествует знание. Задача учёных и состоит в том, чтобы создавать это знание».
Линия Нефёдова
Линия Нефёдова

Лилия Нефёдова, профессор кафедры романо-германских языков и межкультурной коммуникации​ факультета лингвистики и перевода ЧелГУ:

«В науке самое главное – творческое мышление, интерес к исследованиям. И это характеризует как мужчин, так и женщин. Но женщин отличает более высокая эмоциональная включённость в любую деятельность. На мой взгляд, женщина больше нацелена на процесс изучения и исследования какой-либо темы, в то время как для мужчины важнее результат. В науке женщина больше внимания уделяет деталям и подробностям, больше времени отводит на процесс подготовки и проведения исследования, более детально и основательно изучает полученный результат. Кроме того, она уделяет много внимания красоте и дизайну исследования, используя творческий подход ко всему. Женщины чаще придают значение нюансам.
Наверное, женщинам несколько тяжелее посвящать себя науке полностью, безраздельно, ведь женщина ещё и хранительница семейного очага, мама. Материнство – это не только великое счастье, но и очень большая ответственность. Женщина, которая решила посвятить себя науке, должна быть готова к тому, что ей придётся жить очень динамично и достаточно аскетично. Чаще всего времени ни на что, кроме семьи и науки, просто не остаётся. Но в цейтноте, в стрессе мысль движется динамичнее и приходят интересные идеи для решения научной проблемы».
Мария Оршулевич
Мария Оршулевич

Мария Оршулевич, аспирант-физик ЧелГУ:

«Так получилось, что для своих научных изысканий я выбрала направление, которое чаще привлекает мужчин: вместе с научной группой под руководством Сергея Валерьевича Таскаева мы занимаемся разработкой подхода к сжижению природного газа с помощью магнитокалорического эффекта. Физика вообще до сих пор в обыденном сознании считается «мужской» наукой, а уж такое её направление как «физика конденсированного состояния» – тем более. Но на самом деле, мне кажется, что наука не имеет гендерных характеристик. Жизнь тебя к ней либо приводит, либо нет.
Вот мне, например, с детства было интересно:​ что и для чего добывают в шахтах нашего шахтёрского посёлка. А в школе именно физика стала любимым предметом. Так что точные науки мне всегда были ближе. И хотя среди моего окружения в университете больше физиков-мужчин, у меня есть и подруги, с которыми можно обсудить нюансы научного исследования. Например, с Полиной Безбородовой, несмотря на то, что она физик-теоретик, а я провожу экспериментальное исследование, подчас можем поговорить «за науку». Но и о простом, о девичьем – тоже!».
Любовь Агафонова
Любовь Агафонова

​Любовь Агафонова, студент-историк ЧелГУ:

«Я убеждена, что женский подход в науке ничем не отличается от мужского. Наука не знает гендера, да и методика работы для всех едина. А вот алгоритм выполнения исследования у каждого будет индивидуален. Я хочу развиваться в сфере археологии, поэтому уже с первого курса начала заниматься изучением теоретической части. Но всё самое увлекательное в археологии, конечно, происходит во время летней практики, на раскопках. А копают у нас все – и парни, и девушки. Не заметила, что кто-то делает себе скидку из-за пола или возраста. Вот я, например, сразу полюбила такой инструмент, как кирка, хотя орудование киркой женским занятием никак не назовёшь!
В поле, на раскопе чувствую себя удивительно спокойно и свободно и думаю, что это признак того, что нашла по-настоящему своё дело. Несмотря на любовь к физическому труду, без которого невозможно представить ни одного учёного-археолога, я сейчас больше специализируюсь на керамике, на реставрационных работах. И здесь очень важно внимание к деталям, которое всё-таки больше свойственно женщинам.
Спасибо нашим научным руководителям за то, что всегда готовы помочь и поддержать, за то, что помогают во всём. В археологической среде, как я успела понять, очень важно постоянно общаться с единомышленниками, да и с теми, кто придерживается в чём-то иного подхода».