Параллельный импорт пока не решил проблем с нехваткой автомобилей в России, дилеры предпочитают ввозить электромобили или кроссоверы премиум и люкс -сегмента, у которых выше маржинальность. В наступившем году покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям российских и китайских брендов, которые уже сейчас конкурируют между собой, сообщили «Московской газете» в пресс-службе ГК «АВТОДОМ»
Ранее стало известно, что в РФ по параллельному импорту каждый месяц ввозятся по 4-5 тыс. новых авто. Каждый восьмой-десятый (10-12%) новый автомобиль, проданный на отечественном рынке в январе 2023 года, был ввезен в страну по этой схеме. Об этом свидетельствует сопоставление январской статистики продаж Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и агентства «Автостат».
Можно ли сказать, что параллельный импорт достиг пика? В какую сторону будет двигаться дальше динамика: будет доля ввезенных машин на рынке увеличиваться или, наоборот, сокращаться, уступая место российским и китайским производителям, либо достигнут некий более или менее устойчивый показатель?
«Параллельный импорт будет расти, постепенно занимая освободившиеся от складских остатков места. В первую очередь это касается дорогих машин, которые дольше остальных держались в салонах. Их вымывают новые «серые» поставки. В количестве также постепенно прибавятся и дешевые модели. Пока на них особого внимания не обращали, так как маржа в их цене сравнимо меньше, чем у машин подороже. Но со временем ассортимент по параллельному импорту увеличится, стараясь захватить все ниши, а потенциальные покупатели смогут выбрать альтернативу из «серого» списка, даже если до этого планировали покупать что-то из «официального» наличия», — сообщили «Московской газете» в пресс-службе «Открытие Авто» (блока автобизнеса банка Открытие»).
В чем плюсы и минусы параллельного импорта с точки зрения российских автолюбителей?
«Большой плюс для всех — в разнообразии выбора. Когда есть много альтернативных вариантов, проще выбрать машину точно по своему желанию. Например, с нашего рынка давно исчезли универсалы, а никуда не пропали люди, которым был важен большой багажник в легковушке. Новые автомобили из числа «серого» импорта закрывают их потребности. То же касается разных вариантов исполнения и комплектаций. Многие из них у нас никогда бы не появлялись, но теперь их можно купить. Минусы появляются из плюсов. В разнообразии комплектаций почти нет привычных нам «теплых» опций. Форсунки с обогревом или теплый руль стали редкостью, по крайней мере среди тех машин, которые сейчас попадают к нам. Мы фактически выбираем из желаний посредников, лишившись возможности сконфигурировать автомобиль. Особенность работы дилеров сегодня — это одинаковые комплектации в самом ходовом исполнении. Так делают, чтобы машины не зависали в продаже. Итого мы получаем фиксированную комплектацию в пределах одного продавца. Что-то другое надо искать в новом месте. Отдельным пунктом стоит отметить сложность юридической проверки иностранных машин, но это частная практика, случаи которой пока не превратились в статистику. Гораздо актуальнее сейчас новый подход к официальной гарантии, которую обеспечивает продавец, то есть юридическое лицо дилера, а не завод-производитель, как раньше. Стоимость гарантии зашивают в цену или предлагают купить машину совсем без нее», — отметили в пресс-службе «Открытие Авто».
«До ухода из России ряда ведущих компаний – производителей автомобилей параллельный импорт новых автомобилей не имел почти никакого смысла. Для большинства моделей такой ввоз был невыгоден, к тому же осложнял процессы обслуживания. Но в прошлом году в связи с возникшим дефицитом, а также опасениями того, что рост цен на внутреннем авторынке будет разгоняться, эта практика из 90-х вновь начала набирать обороты. Но по-прежнему из-за высоких издержек такая схема импорта оправданна только применительно к машинам с высокой стоимостью. Поэтому дальнейший рост тенденции маловероятен. Но и дефицит на внутреннем рынке пока сохраняется, а схемы поставок уже отлажены, поэтому если со стороны государства не будет принято каких-то ограничительных мер, в ближайшее время параллельный импорт снижаться не будет», — отметил в беседе с изданием Артём Клюкин, эксперт ИК «ИВА Партнерс»
«С сентября прошлого года по параллельному импорту налажены поставки автомобилей европейских брендов. Если желаемого авто не оказалось в наличии, то клиент может получить его под заказ. На текущий момент в ГК «АВТОДОМ» в наличии автомобили Audi, BMW, Mini, Mercedes-Benz. Также поставляются Volvo, Jaguar, Land Rover. Большинство автомобилей поступает из стран ближнего зарубежья и Азии. Стоит отметить, что параллельный импорт в глобальном смысле не решает проблем с нехваткой автомобилей. Дилерам выгоднее ввозить электромобили или кроссоверы премиум и люкс -сегмента, у которых выше маржинальность. В 2023 году покупатели будут отдавать предпочтение автомобилям российских и китайских брендов, которые уже сейчас конкурируют между собой. Такая тенденция объясняется тем, что доля дилеров, продающих авто из Китая на отечественном рынке, с начала 2022 увеличилась на 30%. В связи с этим ожидается, что китайский автопром в 2023 году составит 60% рынка, а российский — 40%», — добавили в пресс-службе ГК «АВТОДОМ».