От грейдера до беспилотного коммунально-уборочного робота.
В 1795 году был создан агрегат, который сейчас известен всем как грейдер. Первый аппарат представлял собой стальную конструкцию на железных ободах с отвалом, которую должна была тащить за собой лошадь.
Создал грейдер американский изобретатель Роберт Фултон. К сожалению, он так и не увидел применения своего творения. Востребованным оно стало только в 1866 году, когда американские строительные компании догадались использовать его для возведения дорог.
Серийно отечественная промышленность начала разработку собственного самоходного грейдера в конце 1930-х годов, но из-за Великой Отечественной войны выпустила только в 1947 году.
В начале 1948 года с конвейера Челябинского завода им. Колющенко сошли первые модели автогрейдера Д-144, заднеприводные машины без кабины с 80 литровым дизельным двигателем. Немного позже на Д-144 начали устанавливать двигатели мощностью 93 л.с., грейдерист мог управлять отвалом, который приводился в движение на 360 градусов редукторами и зубчатым венцом поворотного круга.
В последующих десятилетиях грейдеры изменялись и усовершенствовались. В конце 40-х гг. на Брянском заводе были разработаны еще две модели прицепных грейдеров: усиленного Д-165 и среднего класса Д-241.
Грейдер среднего класса Д-241 имел длину ножа 3000 мм, отсутствовал механизм для наклона передних колес и для перемещения рамы по задней оси, а также возможность демонтажа передней оси и установки передней части рамы грейдера на сцепное устройство трактора. Последнее позволяло применять грейдер в горной местности.
Один из таких грейдеров представлен у 3-го корпуса Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. А именно грейдер ДЗ-6 (Д-241) на вид кажется очень архаичным, и это неудивительно - эта машина выпускалась с 1950-х (тогда она называлась ещё Д-241, по старой системе индексации дорожной техники), а в основе лежит ещё довоенная конструкция.
На раме сохранилась табличка, из которой можно узнать, что этот грейдер был произведён заводом "Октябрьская кузница", находящемся в украинском городе Коростене в начале 1970-х.
Грейдер как универсальная коммунально-уборочная машина представляет особый интерес и до сих пор, так как заложенная прочность, и уникальная проходимость делает данный агрегатоноситель чрезвычайно эффективным уборочным механизмом для быстрой и эффективной отчистки дорожного полотна.
В некоторых странах, в частности Японии, Швеции и Сингапуре для уборки городских улиц от снега и мусора уже применяются беспилотные роботы.
Несколько лет назад подобная идея заинтересовала учёных СибАДИ, была создана и сконструирована роботизированная машина для нужд коммунального хозяйства. Робот, оснащенный системой компьютерного зрения, по заданной программе зимой сможет убирать снег, летом и осенью – листья и мусор. И даже стричь газоны, главное – показать беспилотнику зону ответственности.
Программа и оснащение позволяют настроить алгоритм действий робота в зависимости от поставленной задачи. Он сможет, например, раскидывать снег в разные стороны в диапазоне от 1,5 до 15 метров или сложить его в тележку. Габариты робота соразмерны человеку, высота – около метра. Одной зарядки аккумулятора хватает на 6 часов. Максимальная скорость – 5 км/час. Работать машина может в любое время суток, в любую погоду. И благодаря гусеничному ходу не застрянет ни в сугробе, ни в грязи. Беспилотный режим позволяет исключить из процесса человеческий фактор. Использовать робота можно не только во дворах, но и на складах, малых аэродромах и территориях, где не способна развернуться крупногабаритная техника. При необходимости робота-дворника можно модернизировать под конкретные задачи предприятия. Управлять им можно будет со смартфона.
Время не стоит на месте, больше чем за 200 лет устройство, внешний вид и техническое наполнение «грейдера» поменялся не один раз, стало больше возможностей, но суть его остается прежней, будь, то стальной грейдер на железных ободах с отвалом или новая беспилотная коммунально-уборочная машина.