Найти тему
Blackwood history

История оружия. Праща.

Бог ты мой, праща? Автор, вот ты сейчас серьезно? Да кому нужна эта пыльная древность? Даже обычный монотельный лук превосходит ее во всём. Не говоря уже про сложные клееные луки и тем более арбалеты. Разве можно вообще рассуждать о праще как о серьезном военном снаряжении?

Хотя, с другой стороны, мы знаем огромное количество простейшего и примитивнейшего оружия, не блиставшего ни удобством, ни эффективностью, вроде боевой косы или готендага. Которое, несмотря на свою примитивность, а иногда и благодаря ей, пережило на века оружие более технологичное и эффективное. Может быть, и с пращей было так?

Но подождите, ведь с закатом античности праща исчезла, уступив поле боя лукам. Или нет? Давайте разбираться. И начнем мы в этот раз издалека. Ну просто потому, что иначе историю пращи просто не рассказать.

Так что же такое эта ваша праща? А ременная праща - это, братцы, как понятно из названия, обычный ремень длиной чуть меньше человеческого роста, с расширением примерно посредине. В это расширение, собственно, и посещали камень, крупную гальку или другой снаряд, который требовалось метнуть во врага.

Собственно праща.
Собственно праща.

Один конец пращи стрелок привязывал к большому пальцу, второй брал в руку, после чего раскручивал пращу над головой и, выбросив руку в сторону врага, отпускал один конец своего оружия. Камень, разогнанный центробежной силой, летел быстро и, попав в цель, бил чрезвычайно больно.

После чего можно было подобрать следующий камень и повторять броски до полного удовлетворения оппонента. Как говорится, дешево и сердито. Кстати, не всегда ременная праща была ремнем. Это могла быть веревка, переплетенная ткань, сплетенная в несколько раз, льняная бечева и даже обычная лиана. В общем, почти что угодно, лишь бы было оно достаточно прочным и гибким.

Ходят слухи, что человек изобрел пращу сразу после того, как научился метать копье. И как раз перед тем, как догадался это самое копье уменьшить настолько, чтоб начать стрелять им из лука. Но, как ты понимаешь, дорогой читатель, информация эта не то чтоб очень точная. Никаких толковых источников с тех незапамятных времен не осталось.

Ассирийские пращники.
Ассирийские пращники.

А вот со времени расцвета Ассирийского царства вполне себе остались. Поэтому можно совершенно ответственно сказать, что праща ассирийцам была известна, и пользовались они ей с большой охотой. Что было, в общем то не удивительно. Амореи - кочевники, ставшие одними из основателей Ассирийского царства. Пращу, как любые другие кочевники, знали и любили.

Именно с ее помощью пастухи отгоняли от отар двуногих и четвероногих волков, а так же более мелких хищников, готовых сожрать все, до чего они могут дотянуться, стоит только пастуху на секунду закрыть глаза.

Праща не занимала много места, легко изготавливалась, а главное, боеприпасы к ней валялись буквально под ногами. Нужно было лишь немного поискать и найти камень более-менее правильной формы.

Те самые колесницы.
Те самые колесницы.

Кроме собственно ременной пращи, существовала так же и праща-посох, иначе называемая "фустибул" работавшая по подобному же принципу. В этом случае к обычной ременной праще привязывалась длинная деревянная рукоять, после чего стрелок закладывал в пращу снаряд и метал его, используя энергию получившегося длинного рычага.

Несмотря на некоторую громоздкость такой конструкции, камни из нее летели ничуть не хуже, чем из ременной пращи, так же уверенно ломая кости и пробивая черепа. неудачников на той стороне прицела.

И вот примерно в таком примерно виде праща и начала свой путь на полях сражений. Кроме Ассирийцев пращу использовали египтяне, хетты и жители Вавилона. А так же все кочевники и скотоводы доантичного мира. Она сопровождала в бою как пеших воинов, так и боевые колесницы государств Древнего Востока все время их существования.

Да и в античном мире праща нисколько не уступила своих позиций. И это кажется удивительным. Ведь народы Средиземноморья к этому времени отлично уже знали и массово использовали луки, которые вполне естественно превосходили пращу во всем и особенно в убойности. Так почему же это примитивное оружие не только не исчезло, но даже, наоборот, укрепило свои позиции?

-4

А дело было, как всегда, в дешевизне. В сравнении с луком праща не стоила вообще ничего. Чтобы ее изготовить, не нужен был мастер - лукодел. Она не отсыревала, почти не ломалась, а если и ломалась, то ремонтировалась буквально на коленке. И главное, боеприпасы для нее всегда были под рукой. Вернее под ногой.

Хотя, если говорить уже совершенно точно, то подобранными на поле боя камнями из пращи стреляли нечасто. Уж очень отвратной была у них аэродинамика. Намного чаще использовали специально подготовленные для этой цели пращные пули. И было их великое множество. Метательные снаряды изготавливали из обожженной глины, тесали из камня, вырезали из кости, а так же лили из разного металла. Меди, олова, железа и, конечно же, свинца.

Металлические пули.
Металлические пули.

Каменные, глиняные, а тем более костяные пули были, конечно, заметно менее эффективными, чем пули металлические, из-за своего небольшого веса. А неправильной формы галька, которую все еще метали, когда заканчивались нормальные боеприпасы, так еще и дьявольски неточной. Но, тем не менее, даже такие пули причиняли кучу неприятностей противнику.

Нам известно несколько эпизодов времен завоевания Америки, когда перуанские пращники, используя обычные каменные снаряды, обстреливая испанских конкистадоров, наносили им просто чудовищный урон. И это, прошу заметить, происходило уже в новое время, когда проблем с защитным снаряжением у европейцев не было.

  • Главным их оружием является праща. Ею они метают большие камни с такой силой, что могут убить лошадь. Сила такого броска, пожалуй, лишь немного уступает силе удара мушкетной пули. Я видел, как камень, брошенный пращой с тридцати шагов, обломил меч в руке державшего его человека.

Хотя и во времена античности, конечно, были исключения. Нам известны микенские бронзовые доспехи, которые закрывали своего владельца почти полностью, казалось бы, делая его неуязвимым для стрел и пращных пуль. Но это только казалось. Именно для таких хитрецов античные пращники и использовали свинцовые пули.

Рыцарь говорите? Нуну.
Рыцарь говорите? Нуну.

Такая пуля весом в 30-40 грамм, разогнанная пращей более чем до 100 километров в час, на ближней дистанции если и уступала современному гладкоствольному оружию, то совсем немного. Современные натурные испытания показывают, что при удачном попадании свинцовый снаряд проникает на 5-8 см внутрь человеческого тела, ломая на своем пути кости и нанося тяжелейшую контузию.

При попадании в шлем с дистанции в сто шагов свинцовая пуля пробивает его в четырех случаях из десяти, и в девяти из десяти случаев, такое попадание приводит к черепно-мозговой травме или повреждению шеи.

Праща в те времена была настолько эффективна, что Авл Корнелий Цельс, один из самых авторитетных медиков времен античности, включил в свою работу De Medicina советы по извлечению свинцовых и каменных снарядов от пращи из тела раненых солдат. Что само по себе говорит о многом.

Дешевизна, практичность, эффективность. Популярность пращи была так велика, что зачастую количество пращников в античных армиях превышало количество лучников. Например, в Сицилийский поход Афины отправили 5220 пехотинцев, 30 всадников, 700 пращников и только 480 лучников. Притом, что лучник поле боя превосходил коллегу пращника во всем. В точности, дальности и убойности. Но, кажется, даже всего этого было недостаточно.

Кстати, праща так же была первым известным мессенджером. Пращники из хулиганских соображений зачастую писали на пулях короткие сообщения. Вероятно, надеясь, что противник сможет их прочитать после того, как извлечет снаряд из своего тела.

Сообщения, кстати, были далеко не всегда приличными. Наряду с довольно безобидными, вроде "Получи", "Ахейский удар", "Ой", попадались весьма оскорбительные сообщения. Как, например, "Твое сердце - Церберу" и даже "для Задницы Помпея".

Вам одиннадцать входящих.
Вам одиннадцать входящих.

Второе рождение праща получила в римских легионах. Римские пращники, сведенные в большие отряды, начинали бой вместе с застрельщиками, засыпая врага настоящим градом свинцовых пуль. После чего, когда легионеры переходили к рукопашной, отступали за спину своей пехоты и поддерживали союзников навесным огнем прямо поверх строя.

Как любой другое оружие попав в руки легионеров, праща немедленно стала улучшаться и стандартизироваться. Она стала единой, предписанной для всех легионеров длины. Да и пращные пули, после того, как был разработан единый стандарт пулелеек, были совершенно одинаковыми как по форме, так и весу. Такие нововведения, нужно сказать, немедленно отразились как на точности, так и на дальности стрельбы. Делая пращу еще более эффективной.

Что касается дальности, то, как бы это удивительно не звучало, но пращники римских легионов уверенно спорили в этом вопросе даже с восточными лучниками. Мы знаем, например, что Публий Флавий Вегеций Ренат, небесталанный римский военный и отличный писатель, рекомендовал легионерам не начинать стрелять на дистанцию дальше 180 метров, потому что пуля хотя и может лететь дальше, но имеет неудовлетворительную точность.

Вообще, праща использовалась в римской армии чрезвычайно долго. Мы знаем про отдельные отряды пращников в составе легионов во времена Траяна. Да и значительно позже, уже в эпоху "великого переселения народов" праща все еще стояла на вооружении в большинстве вспомогательных римских частей.

Солдат вспомогательных частей. Вспомогает фустибулом.
Солдат вспомогательных частей. Вспомогает фустибулом.

Но погоди, автор, - спросит внимательный читатель, - почему такое прекрасное супероружие не сказало своего веского слова в Средневековье? Что пошло не так?

Как бы это удивительно не звучало, но праща, что была, казалось, самым дешевым из придуманного человеком оружия, оказалась для раннего Средневековья слишком дорогой.

Нет, ее не стали делать из шелка и бархата. Дело совершенно в другом. Свинцовые пули, с которыми праща и достигла пика своего могущества, оказались чудовищно дорогими для средневековья. А стрельба ими превратилась бы в сущее расточительство. Посудите сами. Несчастная сотня выстрелов - это 3-4 килограмма свинца, что при крайне высоких ценах на металл было целым состоянием.

Глиняные же и каменные пули, хотя и оставались достаточно убойными, споткнулись об новые военные традиции. Плотный щитовой строй, ставший самым распространенным способом ведения боя, отлично защищал воинов раннего средневековья от обстрела. И там, где свинцовая пуля проломила бы щит, а возможно, и шлем, более легкие каменные снаряды, врезаясь в щитовую преграду, пробить ее не могли, даже если и ломали щиты.

Ну понятно что Давид и Голиаф,  но щит все-равно не пробивается.
Ну понятно что Давид и Голиаф, но щит все-равно не пробивается.

И это была не единственная неприятность, поджидавшая пращу на полях сражений Средневековья. Еще одна проблема была в том, что праща, сама по себе, будучи не очень точным оружием, эффективность которого к тому же очень зависела от мастерства метателя. Хорошего пращника, как и хорошего лучника, требовалось выращивать годами. И хотя мы знаем примеры отличных пращников, например, балеарских, что перестреливали даже персидских лучников.

  • Стреляют они так метко, что почти никогда не бьют мимо цели. При штурме крепостных стен они поражают стоящих между зубцами, нанося им тяжёлые раны, а в сражениях в поле пробивают щиты, шлемы и любой доспех. Причина того - постоянные упражнения с самого детства, поскольку матери заставляют маленьких детей стрелять из пращи, а целью является прикреплённый к шесту хлеб. Обучающийся не получает еды, пока не попадёт в хлеб. Только тогда мать позволяет ему взять и съесть этот хлеб. Диодор Сицилийский.

Но все же чаще праща, это не то оружие, из которого можно добиться высокой точности. Это оружие больших отрядов. Сотня пращников, запустивших в воздух свои снаряды, с большой вероятностью попадет хотя бы частью их. Особенно если целью служит другой большой отряд. Но где в раннем Средневековье взять по-настоящему большие армии? А несколько одиноких пращников, даже если они очень хороши, во всем уступают лучникам.

Постреляй мне тут
Постреляй мне тут

Хотя нельзя сказать, что праща была полностью забыта. Баски, испанцы и каталонцы использовали пращу против мавров и в первую очередь против мавританской кавалерии на протяжении всего Средневековья. И делали это не без успеха, особенно в горах. Легкая стрелковая кавалерия, стесненная в маневре, была отличной целью для засевших на горных склонах стрелков.

Так же не забывали пращу и в остальной Европе. Источники рассказывают нам о пращниках, что наряду с лучниками и арбалетчиками обстреливали крепости сарацин во время крестовых походов. Но, тем не менее, праща более никогда не была массовым орудием армии, влача жалкое существование в виде оружия беднейших крестьян, что использовалось в основном для охоты.

эй на стене, камней не надо?
эй на стене, камней не надо?

С появлением же на полях сражений серьезных доспехов судьба пращи стала уже совершенно печальной. Даже обычная кольчуга, одетая на толстый поддоспешник, отлично гасила удар пращной пули, пускай даже и свинцовой. А появившаяся в XIV веке пластинчатая броня, казалось, сделала совершенно бесполезным это древнее и архаичное оружие.

Неужели вот так бесславно и закончилась история пращи? Конечно же, нет. История, особенно история оружия, редко ставит точку. чаще - многоточие. Так случилось и в этот раз. Перестав быть стрелковым оружием, праща превратилась в оружие осадное.

Классическое Средневековье совершенно не зря называют еще эпохой замков. Королевства и империи, защищая свои земли, возводили их в огромном количестве. Толстые стены и высокие башни этих каменных твердынь надежно защищали их гарнизон от любого, даже очень многочисленного врага.

Укрепленный город. Очень укрепленный.
Укрепленный город. Очень укрепленный.

Зачастую такой замок или укрепленный город мог встать костью в горле даже для огромной армии вторжения, сковывая ее силы и не давая свободно маневрировать. Тараны были, в общем, почти бесполезны. Осадные башни и подкопы строились ужасно долго, а секрет постройки большей части других осадных орудий был успешно утерян еще со времен падения Вечного города.

Однако замки нужно было брать и делать это в обозримые сроки. Требовалось как-то решить этот вопрос. И решение, конечно же, было найдено. Большая праща - посох. Хотя нет, не большая, очень большая, гигантская праща, которая будет кидать огромные камни в стену замка.

Это исполинское орудие, получившее название требуше, стало настоящим бичом укреплений классического Средневековья. Камни весом едва ли не в центнер, которые требуше забрасывал более чем на сто метров, не очень быстро, но уверенно дробили стены и башни средневековых городов.

Праща, простое и дешевое оружие!
Праща, простое и дешевое оружие!

Ну и что, что летели они не очень точно, а перезарядка была чертовски медленной. Мы вообще-то никуда не спешим, да и замок от нас убежать не сможет. А это значит, что очень скоро, недели примерно через три, в стене замка образуется шикарный пролом, в который отлично зайдет пехота, а если потребуется, то и рыцарская конница пролезет.

  • Они были четырёхугольными, широкими в основании и суживающимися к верхушке, на которой имелись очень массивные цилиндры, окованные по краям железом, к которым были пригвождены бревна, подобные балкам большого дома, имевшие подвешенные сзади пращи, а спереди прочные канаты, с помощью которых, натянув их разом, по сигналу книзу запускали пращи. А четырёхугольные камнемёты они оградили досками только с трёх сторон, чтобы те, кто находился внутри, не были ранены стрелами со стены. Архиепископ Иоанн Фессалоникийский

.В этом немного необычном, но чрезвычайно убедительном виде праща, появившаяся на заре цивилизации, просуществовала вплоть до середины XIV века и только с появлением пороховой артиллерии большого калибра окончательно покинула поле боя.

Простое и дешевое оружие.
Простое и дешевое оружие.

Вот такая вот история про простое и дешевое оружие, ставшее вдруг непомерно дорогим для использования в Средневековье и поэтому превратившееся в огромный осадный механизм. С другой стороны, "дорого" это понятие чрезвычайно относительное. Инки вот, например, использовали для пращи золотые пули и считали это правильным. Ведь золото - оно тяжелое. Тяжелее даже свинца. И поэтому убивает людей намного лучше.

Хотя золото отлично способно убивать, даже не будучи пращной пулей. Но это уже совсем другая история.