Решила сделать цикл о нейро взаимодействии и работе со стимуляцией разных участков мозга. Тема сейчас модная, и думаю, многие ее применяли. Мы с сыном не остались в стороне и так же в коррекции опирались на принципы взаимодействия полушарий. До сих пор часть нашей работы, ориентирована на определенный поврежденный участок.
Сегодня начнем с азов. Определение ведущего полушария. Полушарий в нашем мозгу 2, правое и левое. Левое отвечает за логику, именно в нем находится речевой центр. Правое же регулирует эмоции. Тело они контролируют диаметрально противоположно. Левое отвечает за правую часть тела, а правое полушарие за левую.
· Левополушарные дети говорливы, но способны понимать только буквальный смысл слов.
· Правое полушарие отвечает за интонацию речи. Правополушарные говорят мало, но эмоционально.
· Правое полушарие ответственно за юмор и метафоры.
· Левое полушарие способно воспринимать музыку, но за нее отвечает правое полушарие.
· Распознание лиц-функция правого полушария
· Левополушарные люди дотошны и скрупулёзны.
· Сочинение историй, мечты и фантазии-работа правого полушария.
· Правое полушарие схватывает образ целиком.
· Левое полушарие сначала формирует детали, и лишь потом оценивает цельный образ
· Право полушарие запоминает личный опыт, эмоции
· Левое полушарие выстраивает графики, схемы, системы.
Вроде все логично и ясно. Пострадала логика работаем правой рукой на занятиях, пострадали эмоции-левой. Вот только у детей с особенностями развития весь этот механизм перевернут с ног на голову.
Так уж выходит, что в основном проблемы у малышей возникают внутриутробно, либо в 1 неделю после родов, когда работа мозга еще не дифференцирована и он представляет из себя чистый лист бумаги. Информацией он будет заполняться в процессе жизнедеятельности ребенка, но то место, которое обычно отведено речевой зоне сильно пострадало, тогда нейроны могут сместиться на другой участок, либо построить связи в обход пораженных структур. Поэтому и речь многих детей развивается своим странным маршрутом.
Как же определить какое полушарие у ребенка ведущее? Как-то я наблюдала достаточно шокирующий метод. Специалист сажала малыша на сул для ДЦП и начинала аккуратненько душить, ожидая какой первой рукой ребенок начнет отбиваться. Методика весьма агрессивная, и не всегда эффективная. Сын моей знакомой в данной ситуации просто отвел руки назад и не стал отбиваться вообще, тест был провален.
Опишу Вам варианты попроще и погуманнее. Сложите руки в замок, если сверху окажется левый палец - ведущее правое полушарие, если правый, то левое.
Попросите ребенка нарисовать окружность, если, линяя идет против часовой стрелки- ведущее левое, если по часовой-правое.
Почему специалисты не базируют свои знания на выборе ведущей руки? Тут все просто, родители часто переучивают детей писать стандартно правой рукой, поэтому данную методику считают неэффективной.
Думаю, многие знают, что наш организм механизм саморегулирующийся. И если что-то где-то ломается, система пытается максимально восстановить повреждение имеющимися у нее способами. Считается, что именно левое-логическое полушарие способно подтянуть правое. Это объясняет стремление мозга при том же аутическом поведении или после инсультов и черепно мозговых травм увеличить систему построения логических связей. Мозг делает упор на левое полушарие, а за его развитием тянется правое.
С моим сыном было именно так, я активно развивала его математические способности. Любовь к цифрам и логике всецело поощрялась и поощряется. Я много раз писала. Строит Ваш малыш логическую цепочку из игрушек, не ругайте, а наоборот усложняйте ее. Увеличивайте переменные. Не ориентируйтесь на возрастные нормы, дети с поражением мозга идут в своем темпе, зачастую они могут забегать далеко вперед в выстраивании логических связей, важно вовремя подкинуть в топку их мышления развивающий материал. Мой, например, уже легко делит в уме 91 на 2, с ответом в 45 целых 1/2, складывает в голове дроби с разными основаниями, а он еще только во 2м классе.
Конечно, не нужно сажать ребенка в памперсах за уравнения. Мозг тренирует логическую работу нейронов, его активность запускается, на этом фоне мы развиваем правое полушарие, отвечающее за эмоции. Учим ребенка распознавать лица и настроения, эмоциональный фон, выстраивать рассказы.
А как систему работы с полушариями использовали Вы, и каких результатов удалось достичь?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.