Вслед за "дублером" Ла-5ФН КБ Лавочкина доработало вместе с ЦАГИ Ла-5 № 39210206, который станет прототипом Ла-7.
У самолета был герметизирован капот двигателя, были индивидуальные выхлопные патрубки, перекомпонован центроплан и маслорадиатор.
10 февраля 1944 г. опытная машина разбилась в аварии. Летчик ЛИИ Адамович покинул самолет на парашюте.
Усовершенствованный "эталон 1944 г." Ла-5 подняли в воздух 1 февраля 1944 г. На нем поставили винт ВИШ-105-В4, три синхронных пушки УБ-20.
Мотор 1850-сильный АШ-82ФН.
На нем также был перенесен маслорадиатор, установили индивидуальные патрубки на все цилиндры мотора, улучшили форму зализов между крылом и фюзеляжем и уменьшили размеры боковых створок. Были и другие доработки.
16 февраля "эталон 1944 г." проходил государственные испытания в НИИ ВВС. Не обошлось без трудностей. 20 февраля в моторе оборвался один из шатунов, 22 марта разрушился на рулежке второй шпангоут. К этому времени удалось выполнить девять полетов, максимальная скорость у земли достигла 597 км/ч, на первой границе высотности 3250 м - до 670 км/ч, на второй 6 км - до 680 км/ч. Вертикальная скорость у земли составила 21 м/с, подъем на 4 км занимал 3,4 минуты.
Были и трудности в управлении самолетом, из-за отсутствия триммера руля поворота летчик прикладывал значительные усилия, чтобы удержать истребитель от разворота. Африканская жара в кабине оставалась, постоянно чувствовалось присутствие отработанных газов и запаха горелой резины.
В отчете по государственным испытаниям отметили, что эталон 1944 г. находится по максимальной скорости и скороподъемности на уровне самолетов иностранных истребителей.
15 марта 1944 г. улучшенный Ла-5 при весе 3250 кг достиг максимальной скорости 685 км/ч на высоте 6000 м.
В июне - июле 1944 г. в НИИ ВВС провели испытания трех синхронных пушек Б-20, они выявили, что гильзы повреждали консоли крыла и хвостовое оперение, решили сделать выброс гильз под фюзеляж. В сентябре сделали повторные испытания, в серию трехпушечный вариант пошел только летом 1945 г.
Большинство Ла-7 получили две пушки ШВАК, часть самолетов получила три синхронные пушки Б-20. Также самолет мог поднять 200 кг бомб.
Войсковые испытания Ла-7 проходил осенью 1944 г. в 63-м гвардейском Вильненском иап, на всех самолетах были металлические лонжероны крыла. У земли машины развивали на номинальной мощности мотора 578 км/ч, на форсаже 644 км/ч, на второй границе высотности 5900 м - 658 км/ч. На 5 км самолет поднимался за 4,95 минут, вираж на 1000 м он совершал за 20 секунд, при боевом развороте поднимался на 1400 м.
За месяц полк сбил 55 самолетов из них 52 "Фокке-Вульфа" и три Ме-109G. При этом было потеряно 8 Ла-7, из них 4 в бою и три летчика.
Все небоевые потери случились из-за отказа моторов.
Над полем боя самолеты проводили 30 - 40 минут.
Более лучшие летные данные, чем у Ла-5 изменили тактику применения истребителей. Обычно атаковали двумя группами: ударная ниже, а сковывающая повыше.
А Ла-7 мог быстро набрать нужную высоту и занять выгодную позицию, имея преимущество в скороподъемности они всегда принимали бой независимо от численности противника. От противника заходящего в хвост они уходили крутой восходящей спиралью.
25 августа 1944 г. шесть Ла-7 сбили 6 FW-190 и Ме-109G. С советской стороны были потерян один самолет, летчик выпрыгнул с парашютом.
Отзыв о войсковых испытаниях был положительным, но были высказаны пожелания установить авиагоризонт и радиополукомпас. Сделать более надежным выпуск предкрылков и облегчить тяжелое управление рулем поворота.
Как всегда жаловались на высокую температуру в кабине и плохую вентиляцию. Также была неудобной система плечевых ремней, которая стесняла движения летчика, была неудобной конструкция педалей.
В октябре 1944 г. прошла серия аварий связанных с отставанием обшивки крыла, судя по всему это случалось из-за того, что плоскости крыльев обшивались деревом, а не металлом.
Есть легенда, что на Ла-7 был сбит прославленным летчиком Кожедубом немецкий реактивный Ме-262, но судя по снимкам фотопулемета это был Ме-109 с ракетным ускорителем.
Был и один случай дружественного огня, Кожедуб в одном из боевых вылетов отогнал длинной очередью "Фокке-Вульфы" от "Летающих крепостей" американцев. Но истребители охранения бомберов "Мустанги" перепутали Ла-7 с тем же "Фокке-Вульфом" и атаковали его. Один самолет после попадания из пушек "Лавочкина" взорвался в воздухе. Пилот второго негр успел выброситься с парашютом. Кожедуб вероятнее всего сбил два самолета из чернокожей 99-й истребительной эскадрильи.
Ла-7 наряду с другим Як-3 был заслужено назван Оружием Победы.
Спасибо за прочтение.