Найти тему
Евгений Косалев

3 редких советских автомобиля

Оглавление

Нами-013

Для затравки – история с «Победой»-седаном образца 1948 г. Коллектив НАМИ хорошо поработал над привычной «Победой», установив вместо цельного переднего дивана раздельные ковшеобразные сиденья «анатомического» типа, изменив дизайн передней части, увеличив объём салона и главное, приделав к автомобилю отдельный багажник. Машина получилась весьма симпатичной и более практичной, но, несмотря на полную готовность к производству, так и осталась экспериментом.

А в начале 50-х появился самый необычный и самый знаменитый концепт-кар СССР – НАМИ-013. В те времена умами дизайнеров всего мира правила идея автомобилей вагонной компоновки. И отечественные конструкторы от них в этом не отставали. НАМИ-013 имел однообъёмный несущий кузов весьма смелого вида, независимую подвеску всех колес.

Двигатель водяного охлаждения располагался сзади и представлял собой форсированную версию 2,1-литрового мотора «Победы» мощностью 63 л.с., коробка передач – первый в СССР «автомат» НАМИ-ДК. 5-метровый автомобиль имел три ряда сидений, весил 1782 кг, развивал скорость в 113 км/ч, но разгонялся очень медленно – рубеж в 80 км/ч НАМИ-013 преодолевал аж через 50 сек. Разгон до 100 км/ч, вероятно, занимал дня два. Тем не менее, модель получилась примечательной, особенно с точки зрения дизайна, и заслужила множество лестных отзывов в западной прессе.

Одним из её авторов стал – самый известный автомобильный конструктор-дизайнер в СССР, лауреат множества премий, автор многочисленных книг (если вы любите автомобильную историю, то просто обязаны прочитать хотя бы одну из них). Именно его перу принадлежит наибольшее количество экспериментальных автомобилей, появившихся в Советском Союзе за 70 лет.

Москвич 408-турист

-2

Однако не чужды экспериментам были и действующие заводы, выпускавшие унылые малолитражки. Так, в 1964 г. сравнительно небогатый и зажатый рамками традиционализма завод «Москвич» построил модификацию модели 408 с собственным именем «Турист». Держитесь крепче: машина имела двухдверный открытый кузов с жестким съемным верхом и систему электронного впрыска! Всего было построено два экземпляра и сейчас о них ничего неизвестно.

Победа-спорт

-3

ГАЗ-СГ1 представляла собой модификацию серийной модели ГАЗ-20, подготовленную для участия в линейных гонках. По конструкции ходовой части и трансмиссии отличия от серийной модели были весьма незначительны (в основном они сводились к установке карданного вала с промежуточной опорой и уменьшению передаточного числа главной передачи). Главные изменения коснулись кузова: высота надстройки уменьшилась на 160 мм, задние двери были ликвидированы, а днище закрывалось гладким поддоном. Двигатель также использовался от ГАЗ-20, однако его рабочий объем был увеличен до 2490 см³, повышена степень сжатия, установлены два карбюратора. Воздух к ним подводился через раструбы, выходившие в отверстия в передней кромке капота, – таким способом использовался естественный напор воздушного потока на больших скоростях. В систему смазки был введен масляный радиатор, а также установлен дополнительный масляный бак для доливки масла на ходу.

Было изготовлено три автомобиля «Победа-Спорт», один из которых получил удлиненные обтекатели из дюралюминия спереди и сзади, а также закрытые щитками колесные арки и был максимально облегчен по сравнению с двумя другими автомобилями (1200 кг против 1300 и 1400). В линейной гонке чемпионата СССР выступавший на этом автомобиле экипаж М. Метелев – В. Родионов стал победителем, одновременно установив всесоюзные рекорды на дистанциях 50, 100 и 300 км. В рамках тех же соревнований Метелев установил еще два всесоюзных рекорда на дистанции 1 км со стартом с места и с хода. Экипажи на двух других автомобилях "Победа-Спорт" заняли в чемпионате СССР второе и третье места.

Авто
5,66 млн интересуются