Вишну-Пурана, книга-5, глава-1:
Майтрейя сказал: «Вы поведали мне обо всех династиях царей и об их последовательных деяниях. Святой риши, теперь я хочу услышать более подробное описание, того Амши Вишну, который сошёл на Землю и явился в семье Яду. Скажи мне также, какие действия Он совершил в своём нисхождении на Землю, как Амша Всевышнего».
Парашара сказал:
— Я расскажу о явлении Амши Вишну и о тех благах, которые Его действия принесли миру. Ранее Васудева женился на дочери Деваки, прославленной Деваки, девушке небесной красоты. После их бракосочетания Канса (или Камса — демон), вёз их как возничий. Голос в небе, звучащий громко и глубоко, как гром, обратился к Кансе и сказал: «Глупец ты! Восьмое дитя девицы, которую ты везешь, заберет твою жизнь!» Услышав это, Канса выхватил меч и хотел убить Деваки, но Васудева вмешался, сказав: «Не убивай Деваки, великий воин, сохрани ей жизнь, и я отдам тебе каждого ребёнка, которого она родит».
Успокоенный этим обещанием и полагаясь на слово Васудевы, Канса воздержался от этой попытки. В это время Земля, обремененная своим грузом, отправилась на гору Меру к собранию дэватов и, обращаясь к дэвам с Брахмой во главе, жалобно рассказала о своём горе.
«Агни, - сказала Земля, - является прародителем золота, Сурья - лучей света. Родителем и проводником меня и всех сфер является Верховный Нāрāйана, кто есть Брахма, Господь Господа патриархов. Это собрание Вас, о дэваты, есть только часть Его. Сурья (Солнце), Вайу, Риши (святые), Рудры, Васу, Ашвины, Агни, Патриархи (Ману)- творцы Вселенной, первым из которых является Атри, - всё это лишь Образы могущественного и непостижимого Вишну. Вся Вселенная — состоит из Вишну.
В настоящее время многие демоны, главным из которых является Каланеми, захватили и постоянно беспокоят обитель смертных (Землю). Асур (демон) Каланеми, возродился в Кансе, сыне Уграсены, и во многих других могучих демонах, которых я не могу перечислить, в Ариште, Дхенуке, Кэсине, Праламбе, Нараке, Сунде и свирепом Бане, сыне Бали. Демоны рождаются во дворцах царей. Бесчисленные толпы гордых и могущественных духов, вождей демонической расы, принявших телесные формы, теперь ходят по Земле. Я (Земля), неспособна поддерживать себя под их тяжестью огромного груза, пришла к Вам за помощью. Прославленные божества, действуйте так, чтобы я могла освободиться от своей ноши и не погрузиться в бездну».
Когда дэваты услышали эти жалобы Земли, Брахма по их просьбе объяснил им, как облегчить её бремя. «Небожители, - сказал Брахма, - всё, что сказала Земля, несомненно верно. Я, Махадев (Шива) и Вы все - только Нāрāйана. Придем же, почтим побережье молочного океана, и прославив Хари (Вишну) доложим ему, что мы услышали. Тот, кто есть Душа Всего и из кого состоит Вселенная, постоянно, ради Земли, нисходит Амшами, чтобы утвердить праведность». Поэтому Брахма, сопровождаемый дэватами, пошел к молочному океану и там, с мыслями, сосредоточенными на нём, будем восхвалять того, чьим символом является Гаруда.
Брахма сказал: «О, Верховный Господь, о, неизменная безграничная Абсолютная Истина. Ты — Источник всего сущего. Ты Вездесущ и находишься в сердце каждого и в каждом атоме. Ты не имеешь материальных качеств (ниргуна), Ты поистине непостижим. Умом Тебя невозможно осмыслить, а слов не хватает, чтобы описать Тебя. Ты — Верховный Господин каждого и поэтому каждый Тебе поклоняется. Ты неощутимый, неописуемый, непостижимый, чистый, вечный и бесконечный.
Ты слышишь без ушей и видишь без глаз. Ты Един и многообразен. Ты движешься без ног, ты хватаешь без рук. Ты знаешь всё, но не всем Тебя познать. Тот, кто смотрит на тебя как на тончайший из атомов, кладет конец невежеству, и окончательное освобождение является наградой того мудреца, чей разум не лелеет ничего, кроме Тебя, в Образе высшего наслаждения. Ты защитник мира и все существа существуют в Тебе. Всё, что было или будет, есть Ты. Ты - Атом атомов. Ты - Высшая Душа.
Ты, Господь огня в четырех проявлениях, даруй свет и плодородие Земле. Ты - Око всех, и носитель многих Образов (Вишварупа), и беспрепятственно проходишь три области Вселенной. Как огонь, хотя и один, зажжен по-разному и, хотя неизменен в своей сущности, так и ты, Господь, Который есть Един как вездесущий Образ, вмещаешь в себя все существующие формы. Ты - Всевышний. Ты - то Высшее и Вечное состояние, которое мудрые созерцают оком знания.
Ты одновременно универсален и индивидуален, всеведущ, всевидящ, всемогущ, обладаешь всей мудростью, всей силой. Ты не подвержен ни уменьшению, ни увеличению, Ты независим и безначален, Ты - покоритель всего. Ты не подвержен усталости, лени, страху, гневу или желанию. Ты Всевышний, милосердный, единый, неувядающий, Господь над всем, пребывание всего, источник света, нетленный. Тебе, не обремененному материальными оболочками. Ты принимаешь Образы, о пронизывающий Вселенную, не как следствие добродетели или порока, не из какого-либо смешения того и другого, но для единственной цели поддержания благочестия в мире».
Нерожденный, Вселенский Хари (Вишну), услышав эти восхваления, был доволен и сказал Брахме: «Скажи мне, Брахма, чего ты и дэваты желаете, говори смело, уверенный в успехе». Брахма, увидев Божественную, Вселенский Образ Хари, быстро пал ниц и снова вознес хвалу. «Слава Тебе, тысяче образованных, тысяче вооруженных, многоликих, многоногих, тебе, безграничному Творцу творения (Нāрāйана даёт силы и полномочия Брахме), Сохранения (Сам Нāрāйана в Образе Вишну хранит вселенную), и Разрушения (Нāрāйана даёт силы и полномочия Шиве для частичных разрушений, а в момент Махапралайи - полного разрушения вселенной, все дживы мира, и Брахма, и Шива входят в тело Вишну, мы это знаем из щрути) тончайшему из тончайших, огромнейшему из великих, тебе, творящему природу, интеллект и сознание.
Окажи нам милость. Господь, Вот эта Земля, угнетенная могучими асурами и потрясенная, пришла к Тебе, Своему непобедимому защитнику, чтобы освободиться от своей ноши. Смотри на меня, Индру, Ашвинов, Варуну и Яму, Рудр (Шива главный из одиннадцати Рудр), Васу, Сурью, Вайу, Агни и всех других небожителей, готовых исполнить всё, что ты пожелаешь, чтобы мы сделали. Ты, в ком нет несовершенства, о Владыка богов (дэватов), отдай приказания своим слугам, мы готовы. (Дэват это джива наделённая определенными полномочиями и силой Бога — Дэва).
Когда Брахма закончил, Вишну сорвал два волоса, белый и чёрный, и сказал дэвам: «Эти мои волосы сойдут на Землю и освободят её от бремени страданий. Пусть все дэваты также спустятся на Землю и будут воевать с надменными асурами, которые там объединяются и которые будут уничтожены. Не сомневайтесь в этом, они погибнут перед испепеляющим взглядом моих глаз. Этот мой чёрный (Кришна) волос явится как восьмое зачатии жены Васудевы, Деваки, которая подобна богине, и убьёт Кансу, который является демоном Каланеми». Сказав это, Хари (Вишну) исчез, и дэвы, поклонившись Ему, хотя и были невидимы, вернулись на вершину горы Меру, откуда спустились на Землю.
Книга - 5, отрывок из главы - 2.
После чего Хари (Вишну), ради блага трех миров, явился как зачатие бывшей принцессы, а Дурга - как зачатие Яшоды, в точности как Верховный Вишну приказал. Когда Амша Вишну явилась на Земле, на небесах в сверкающем порядке двигались планетные тела, а времена года были радостными. Ни один человек не мог смотреть на Деваки из-за света, который её окружал, и те, кто созерцал её сияние, чувствовали, что их ум взволнован. Дэвы, невидимые для смертных, постоянно восхваляли её с тех пор, как в ней появился Вишну.
Махабхарата подтверждает Вишну-пурану.
Махабхарата, книга-1, глава 189: Вьяса сказал: «И вместе с ними господь отправился тогда к непостижимому Нāрāйане, и тот всё это одобрил. Тогда все они родились на Земле. А Хари произвёл два волоска - один чёрный, другой белый. И те два волоска он вложил в двух женщин из рода Яду – Рохини и Деваки. И один из тех волосков (белый) стал Баладевой, а другой превратился в Кешаву Кришну».
Махабхарата, книга 1, глава 57: «Из милосердия к мирам «родился» от Васудевы у Деваки Вишну одаренный великою славой и чтимый во всех мирах. Это – Божество без начала и конца, он Творец и Владыка мира».
КОММЕНТАРИЙ:
Хари — Имя Господа Вишну - 650 в Вишну-сахасра-нāма-стотре.
Для правильного поклонения важно понимать термин Амша. Амша — часто переводят как «частица». Такой поверхностный породил десятки сект, которые начали строить иерархии из Аватаров (Образов) Бога. Яркий тому пример гаудия-вайшнавы, у них одна «частица» Бога более полная, а другая «частица менее полная, они утверждают, что Кришна 64 качества, а Вишну только 60 качеств. Подобные утверждения по отношению к Бхагавāну являются не только заблуждением, но и серьёзным преступлением, за который, согласно щастрам, положен ад!
Важно понимать! Бхагавāн — Пурнам — Полное Целое, а из Полного Целого исходит Полное Целое, так гласит Иша-упанишад. К термину Амша более подходит по смыслу перевод «присутствие». Амша (присутствие) бывает двух видов: Свамша и Авеша.
Свамша (Аватар) — это, когда Он является Сам, Сваям Бхагавāн — Сам Бхагавāн, Сам Нāрāйана является приняв какой-то Образ, например Нарисимхи или Рāмы, Кришны и т.д.
Дханвантари описывается как Бхагавāн Cвайам: धन्वन्तरिश्च भगवान्स्वयम \ дханвантариш́ча бхагавāн свайам (Бхагаватам 2.7.21).
Ваманадэв как „Свайам Бхагавāн Нāрāйан̣а: тасйāнучаритам упариш̣т̣āд вистариш̣йате йасйа бхагавāн свайам ... (Бхагаватам 5.24.27).
Бхагавāн Нāрāйана обладает бесконечными, полными, совершенными, превосходными, идеальными, высшими, всемогущими, абсолютными качествами без изъяна, лишенных недостатков. И все Свамши Вишну по качествам неотличны от Него, так как Они — это Он Сам.
Авеша — это когда Бхагавāн наделяет какую-то дживу особым могуществом.
В Бхагавате-пуране (Шримад-Бхагаватам) Ведавйāса перечисляет Амши обоих видов и Свамши и Авеши. Бхагаватам песнь-1, глава-3: (1) Санаткумара, (2) Вараха, (3) Дэварши Нарада или Махидаса, (4) Нара-Нараяна, (5) Капила, (6) Атрипутра, (7) Яджня, (8) Набхи, (9) Притху, (10) Матсья, (11) Курма, (12) Дханвантари, (13) Мохини, (14) Нарасимха, (15) Вамана, (16) Парашурама, (17) Ведавьяса, (18) Рама, (19) Баларама, (20) Кришна, (21) Будда, (22) Калки.
Среди них Нарада, Нара, Притху и Баларāма являются Авешами. Они — Авеши имеют только विशेषावेश / viśeṣāveśa, то есть, особое присутствие Господа Вишну, наделены могуществом.
एते स्वांशकलाः पुंसः कृष्णस्तु भगवान् स्वयम् ॥ १.३.२८ ॥
ete svāṁśakalāḥ puṁsaḥ kṛṣṇastu bhagavān svayam || Бхагаватам 1.3.28 ||
А все остальные выше перечисленные Свамши и Кришна — Сам Бхагавāн.
Следует обратить внимание на отсутствие в перечислении в Бхагаватам, Вишну как Амши, так как именно Бхагавāн Вишну Источник всех Амш перечисленных выше. Вйāса говорит все перечисленные Свамши и Кришна так как, другие Свамши приходили раньше: в Сатья-югу, Трета-югу, а Кришна явился в конце Двапара-юги, перед Кали-югой, поэтому Вйāса подчеркивает: «и Кришна — это тоже Сам Бхагавāн (Сам Вишну)».
В переводах встречаются слова «родился», «воплотился», важно понимать, что Бхагавāн не рождается и не воплощается в плоть из мяса и крови, в плотские тела как у нас. На Его тело не может влиять материальный мир, ибо Он Всемогущий. У Бхагавāна нет материальных тел. Когда Он является в каком-то Образе (Аватаре), Он проявляет, делает видимым этот свой вечный Образ, а не рождается и тем более не воплощается в материальное тело!
И Мадхвāчāрйа объясняет, что Он Васудэва не потому что сын Васудевы (рождённый от Васудевы), а потому что Он (Вишну), Нерожденный, зовётся Васудэвой. Васудэва - это Имя Бхагавāна Нāрāйаны — 695 в Вишну-сахасра-нāма-стотре, означает — Бог, пребывающий во всём.
Вишну-пурана 1.2.12: «Он – везде, и здесь в этом мире живёт во всём – от того знающие называют Его Васудэвой».
Вишну-пурана книг-6, глава-5: «Васудэва означает, что все существа пребывают в этом Высшем Существе, и что Он пребывает во всех существах».
Махабхарата 12.349.96: «Он Обитель (васу) всех существ, а потому называется Васудэва».
Мадхвачарья пишет в Махабхарате-Татпарья-Нирной: «Все образы (рупы, аватары, свамши) равны по качествам, всемогущи, исполнены всех превосходных атрибутов и лишены каких-либо недостатков. Нет равных Нāрāйане. Пурушоттама, превосходящий все дживы и Лакшмӣ. Нет различия между частями тела Хари, нет никакого различия между Его Аватарами, между Его атрибутами. Всякий, кто видит такие различия - идёт в кромешную тьму».
Вишну-пурана очень чётко называет Кришну Амшей Вишну: «О брахман, когда Амша Вишну, явившийся в династии Васудевы, вернулся на небеса, сюда явился Кали. Кали был не властен над Землей пока Он (Кришна) касался её своими стопами». Вишну-пурана (4.24.108-109)
Ригведа Айтарейя Брахман:
अग्निर्वै देवानामवमो विष्णुः परमस्तदन्तरेण सर्वा अन्या देवताः ॥
агнир‿вәи дэвāнāм авамо вишн̣ух̤ парамас‿тад-антарен̣а сарвā анйā дэватāх̤
«Агни среди всех дэват ‹авама›, что значит первый, кого надлежит увидеть. Вишну же ‹парама›, то есть Наивысший».
Кришна Яджурведа, Тайттирия-араньяка:
ॐ अथो पुरुषो ह वै नारायणोऽकामयत प्रजाः सृजे येति ।
oṃ atho puruṣo ha vai nārāyaṇo'kāmayata prajāḥ sṛje yeti
Ом! Затем Пуруша Нāрāйана пожелал произвести живые существа.
Сама-Веда Щандилйа-щакха: सर्वोत्कृष्टो ज्ञानभक्ती हि यस्य नारायणे पुष्करविष्टराद्ये । «Никто не сравнится с тем, кто обрёл знание и бхакти к Нāрāйане, Творцу четырехликого Брахмы».
Атхарваведа, Маханараяна-упанишада (VI.):
241. Нāрāйана – Свет, Высший Атман, Нāрāйана – Высший!
242. Нāрāйана – Высшая сущность, Брахмāн, Нāрāйана – Высший!
Ведавйāса, сказал в Великой Махабхарате 12.349: «Нāрāйана есть верховная цель Вед, Нāрāйана — предел пути, Нāрāйана есть верховная Истина. Нāрāйана — сущность Йоги, Причина причин».
Ведавйāса — Гуру всех Ачарьев и непререкаемый авторитет!
Согласно Ведам и Ведавйāсе Верховным Господом является Бхагавāн Нāрāйана. Иные толкования Всевышнего, Источника Всего - не считаются авторитетными и заслуживающими доверия как ведические сампрадаи!
Маркандейа Риши говорит в Шри Парама-Самхите, 1.9: «Тысячи никчемных ачарьев, тысячи никчемных щастр - всё бесполезно без истинного Вишну - поклонения».
К сожалению, в учениях даже вайшнавских сампрадай, признающих Нāрāйану как Всевышнего (Шри сампрадая — рамануджи), много нестыковок с Ведами и Ведавйāсой. Кроме Татвавāда, сейчас ни одна философская школа на Земле не обладает полнотой знаний, во взаимосвязи всех щастр: Вед с Махабхаратой, Паньчаратрой, Пуранами и Брахмасутрами и т.д. Только Мадхвāчāрйа увязал все доступные нам щастры в единую картину мира (показал их взаимосвязь) и восстановил Реализм Вед – Татвавāд. Сейчас Татвавāд это единственное полноценное учение о Ведах и путь к Господу Нāрāйане.
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки. Добавляйтесь в группу ВК.
Читайте также:
Шримад Бхагаватам с вайшнавским смыслом
Кришна или Вишну? Кто Источник, а кто Аватар?