Найти в Дзене
Zima_snow

Шампанское из самовара в Большом театре.

9 ночь ШахреЗады, слушайте внимательно. Буфетная.

В театре раньше было много буфетов, и это спасение для огромного коллектива.

Так называемый рабочий буфет - на мужской стороне, при входе курилка. Он небольшой и простой. И еда - без изысков: яйцо под майонезом с горошком, сосиски, винегреты, салаты, пирожные, ба приносила из театра буше. Потом я и сама его покупала.

Приходили балетные, садились широко вытянув усталые ноги в шерстяных толстых гетрах и огромных теплых валенках-тапках и метелили все подряд. Все сгорало.

В углу висел телевизор с трансляцией спектакля. Их много по театру. Он нужен был, чтобы никто ничего не пропустил, звонков раньше не было слышно, и уверена, у каждого артиста есть момент, когда он вдруг увидел взмах дирижёра и услышал первые звуки по трансляции.

На длинных скамейках перед входом со стаканами кофе сидели и курили (раньше можно было) монтировщики и к ним примкнувшие. Это был клуб. 

В оркестровом крошечном буфете под зрительным залом в фойе Сук (не подумайте ничего такого, это чешская фамилия знаменитого дирижёра Большого театра и театра Станиславского начала 20го века) главенствовала Эмма Тимофевна, дама со всех сторон примечательная, со всегдашней белой наколкой на седовласой кудрявой прическе. Мать родная для голодных оркестрантов: и кофе сварит, и сосиску в микроволновке взорвет, и выслушает, и когда-то даже коньяку нальет, чтобы дрожь унять.

Буфеты работали до последнего антракта. В театре была/есть столовая. Находилась она раньше в доме 3/5 за театром. В нее ходили люди с улицы через проход напротив ЦУМа рядом с будкой чистильщика обуви, ассирийца дяди Саши (как он делал набойки!) 

Столовая закрывалась в 16 часов, и если успеть после института, то можно было ухватить ледяную сильно масляную жареную картошку и съесть ее под деревянной раскрашенной фигуркой Дроссельмейстера, волшебника из Щелкунчика. 

Но самым волшебным был Центральный буфет, его после реконструкции не оставили на прежнем месте. Он был напротив Малого театра и ЦУМа. Днем он работал для сотрудников театра, вечером принимал зрителей с другим традиционным ассортиментом: осетриной, икрой, красной рыбой и шампанским.

В Центральном буфете также отмечали премьеры, у окна стоял огромный, наверное, на 100 литров самовар, и его наполняли шампанским! Ставили бокалы, под названием грудь Венеры, напоминающие креманки. И, ничего более, роскошно-декадентского-русского в сервировке и подаче назвать не могу!

Днем из самовара наливали кипяток для чая, это была обычная роскошь!

В буфете модно было встретить небожителей в обычной обстановке: например Галину Павловну Вишневскую и Мстислава Леопольдовича Ростроповича, обсуждающих очень эмоционально вместе со знаменитым концертмейстером Лией Могилевской, как она на своем мерседесе въехала в столб.

Прийти на рюмку чая и пожаловаться, что по ненавистной философии на экзамене получила 3, и от альтиста Арчила услышать беззлобное:

- Маша, если бы ты получила больше, мы бы о тебе плохо думали!

Необыкновенный флер остался от этого театрального очень красивого тайного клуба в самом центре Москвы.

PS Не нашла ни одного фото старых буфетов, не принято было щелкать, так и самовар пропал - его нет ни на фото, ни после реконструкции и в жизни. 

#большойтеатр #театр #самовар #буфет