Найти тему
Remont1969

Германские бронетяги. Часть 6. Mannesmann-Mulag Straßenpanzerwagen. 1916. КШМ германского покроя.

Это статья об история германских бронеавтомобилей времен Первой мировой войны - предыдущая статья цикла здесь - Германские бронетяги. Часть 5. Radpanzer Minerva М1914. 1916. Германский фейслифтинг бельгийского броневика.

Mannesmann-Mulag Straßenpanzerwagen/Mannschaftstransportwagen Mannesmann-MULAG

Страна: Германская империя

Год выпуска: 1916

Производитель: Mannesmann-MULAG AG (Motoren und Lastwagen AG).

Кол-во выпущенных: 1

Масса: 7 тонн

Экипаж: 2+12

Размеры: 6500х2000х3000

Двигатель: 42 л.с.

Где увидеть: Шасси грузовика, Германия, Дрезден. Militärhistorischen Museum der Bundeswehr

Построенный в 1916 году в Германии бронированный автомобиль на шасси Mannesmann-Mulag стал не первой машиной концерна, которая "одела бронижилет". В октябре 1914 года на Ижорском заводе был построен пушечно-пулеметный броневик на шасси одного из 5-ти приобретенных в Германии 5-ти тонных грузовиков. Грузовики Маннесманн-Мулаг исправно служили по обе сторона фронта, в 1917 году в Российской императорской армии ещё числилось 20 машин этой марки, а для германской армии фирма Mannesmann-Mulag выпускали по 100 машин в месяц. Выпуск бронированного дорожного автомобиля в таких условиях выглядит инициативой снизу, которую руководство сверху не поддержало.

Фирма Mannesmann - MULAG до первой мировой войны была хорошо известна как производитель неплохих грузовиков, но в большей степени как поставщик шасси для омнибусов. Автобусы Маннесманн стали одной из основ производственной программы завода уже после Первой мировой войны. Но и во время войны омнибусы и специально подготовленные грузовики использовались германскими военными для перевозки войск. Стандартный военный грузовик Mannesmann-Mulag Heeres-LKW L56b с двигателем мощностью 42 л.с. активно использовался на всех фронтах.

-2

В начале 1916 года на шасси стандартного грузовика Mannesmann-Mulag Heeres-LKW на заводе в Аахене построили интересную бронированную машину. Информации о ней практически нет, и поэтому есть несколько версий об её назначении. Самая простая: это бронемашина для перевозки отделения солдат - короче говоря БТР. Как известно самое простое чаще всего оказывается и самым правильным. В 1911 году на фабрике в Гагенау был построен первый прототип бронетранспортера- Gaggenau Mannschaftswagen. Но военные не увидели в нём ничего интересного и эта история закончилась где-то в российских тылах, после того как бронетранспортер был захвачен в ходе Восточно-Прусской операции. Машина от Маннесманн-Мулаг была построена очень качественно, хотя базовый проект немецких бронеавтомобилестроителей - "немецкий шкаф в стиле биденмайер" - прослеживается и здесь. Машина не имела полного привода и двух постов управления, и по этой причине вообще никак не соответствовала требованиям военных. Броневик имел высокий, полностью закрытый бронекорпус из листовой брони, защищенные крышками окна-бойницы, бронированные двери, аккуратные открывающиеся ступеньки для выхода из боевого отделения, два прожектора - передний и задний с возможностью поворота.

-3

Альтернативной версией о назначении этой машины является её виденье как командно-штабной, быть может даже для подразделения танков или броневиков. В отсутствии информации приходится фантазировать, но Mannesmann-Mulag Straßenpanzerwagen действительно выглядит слишком хорошо для утилитарного БТР. И фишечки, типа автоматически раскрывающихся ступеней при открытии задней двери, которые так нравились у немецких грузовиков до эры глобализации, кажутся излишними для БТР. А вот для штабной машины тот же высокий бронекорпус уже становится нормальным, так как офицерам приходится работать стоя. Вызывает вопросы отсутствие радиостанции, но её немцы на бронемашины стали ставить только в 1917 году, а для проекта автозавода это наверно было вообще нормально. Тем более, что в 1916 году фронт на Западе остановился совсем, да и на востоке не было ожиданий быстрых рейдов, для которых мог понадобится БТР, а вот штабная машина была бы в самый раз. Но не БТР, ни КШМ военных не заинтересовали, они то еще не разобрались, что делать даже с обычными бронеавтомобилями. Машина в серию не пошла и скорее всего использовалась как учебная и после окончания войны была разбронирована.

-4

В Военно-историческом музее Бундесвера (Militärhistorisches Museum der Bundeswehr) хранится шасси грузового Маннесманн-Мулаг. Хотел бы высказать идею, что возможно существует вероятность, что это именно то шасси, которое использовалось для строительства броневика. Такая мысль возникла из-за наличия странной конструкции перед радиатором. Ни на одной фотографии в сети Маннесманнов таких конструкций не видел. Возможно эта конструкция служила для удержания броневой защиты радиатора. Но это только "фантастическая версия".

-5

Построенный на шасси Маннесманн-Малаг "МРАП" Первой мировой войны мог планироваться к использованию как штабной автомобиль или для использования в качестве чистого БТР. Но в любом случае эта машина, как и многие другие, не вызвала интереса у германских военных.

Рисунок: Yuvnashva Sharma, Sponsored by our Patreon Campaign.
Рисунок: Yuvnashva Sharma, Sponsored by our Patreon Campaign.
Это статья об история германских бронеавтомобилей времен Первой мировой войны - следующая статья цикла здесь -Германские бронетяги. Часть 7. Ehrhardt Straβenpanzerwagen E-V/4. 1917. Первые и последние серийные броневики Второго рейха.

Источник:

https://myntransportblog.com/tag/mannesmann-mulag-2/

http://www.gruzovikpress.ru/article/14995-avtomobilnoe-proshloe-kontserna-mannesmann/

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-germany-mannschaftstransportwagen-mannesmann-mulag/

Авто
5,66 млн интересуются