Учитель всегда сталкивается с множеством трудных ситуаций. Например, трудный ученик изводит весь класс, а подход к нему найти не удаётся. Как действовать в «неразрешимых» ситуациях — советы психолога Виктора Зарецкого.
Правило 1. Надо хотеть её решить.
Если что-то не получается, спросите себя, действительно ли хотите найти решение. Не спешите, подумайте. Если ответ «нет», это больше не ваша проблема, откажитесь от нее. Если внутренний голос не протестует — все в порядке. Если ответ «да», значит, есть желание с ней справиться — а это уже первый шаг к решению проблемы. Загвоздка, вероятно, возникла потому, что вы сомневаетесь в собственных силах.
Пример: Есть трудный ученик, чтобы найти к нему подход, нужны силы и время. Если у педагога есть мотивация решить проблему, то он обязательно это сделает. Другой вопрос, если учитель считает что затраченные усилия и время не стоят результата.
Правило 2. Надо верить, что это возможно.
Решимости будет больше, если вспомните о своих и чужих успехах. Подойдут даже удачи литературных героев.
Пример: Хорошие педагоги уверены, что любого трудного ученика можно заинтересовать. Главное захотеть это сделать. Вспомните педагогические достижения Сухомлинского или Макаренко. А из литературных героев — Лидию Михайловну из «Уроков французского» или Мэри Поппинс.
Правило 3. Надо её решать.
Поищите причину, которая вам мешает. Проведите работу над ошибками — это особенно полезно для следующего шага.
Пример: Проанализируйте, как трудный ученик общается и в каких он со всеми отношениях: с вами, одноклассниками, родителями. Возможно, предыдущие ваши действия совершенно в нём не отзывались и нужно кардинально менять тактику.
Правило 4. Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает её решению.
Этот шаг нужен, чтобы разобраться, как действовать правильно и что, напротив, приводит к неудачи.
Пример: С трудным учеником сложно говорить при всех, когда он находится в классе. А наедине — наоборот, все в порядке. Итог — в коллективе трудный ученик закрывается, становится несговорчивым и угрюмым.
Правило 5. Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к решению.
Спросите себя: почему это может быть неверно и что может быть вместо этого.
Пример: Ответ может быть таким — ученик некомфортно чувствует себя в коллективе. Для этого важно поговорить с ребятами, чтобы глубже разобраться в проблеме. Если ученика никто не обижает, важно постепенно дать ему возможность быть на ведущих позициях во время обучения в классе.
В зависимости от конкретных ситуаций рекомендации Зарецкого можно корректировать. Однако правила и советы помогают мыслить в верном направлении.
Текст подготовлен по материалам книги В. К. Зарецкого «Если ситуация кажется неразрешимой…», Москва, 1991 год.