Всем зашедшим - привет! Сегодня мы продолжим наш цикл статей про российские авиакомпании, на сей раз я расскажу об авиакомпании "Дальавиа".
История авиакомпании уходит далеко в СССР, в 1930е годы. Именно тогда на территории Хабаровска был открыт гидропорт, обеспечивавший вылеты гидросамолетов. Летом летали на поплавках, а зимой на лыжах. К 1931 году сооружений гидропорта не хватало для обслуживания растущего спроса на авиаперевозки, и встала необходимость поиска места для строительства нового аэродрома. Так было положено начало освоения новых площадей под аэропорт Хабаровск. Сухопутный аэродром появился в 1938 году, а в августе 1953 года на месте сегодняшнего аэропорта Хабаровска была открыта бетонная взлетно-посадочная полоса. 8 апреля 1957 года был создан 198-й лётный отряд, который, объединившись с несколькими другими авиаотрядами и аэропортом, вместе с аэропортом, вошел в Хабаровский объединенный авиаотряд. В 1950-е здесь эксплуатировались По-2, Ли-2, Ил-14. В январе 1958 поступили Ту-104, начавшие вскоре летать на трассах Хабаровск - Владивосток и Хабаровск - Петропавловск-Камчатский. В 1960-е поступили Ил-18 и Ан-24, в 1977 Ту-154, а в 1978 появился первый Ил-62М.
Впоследствии маршрутная сеть авиаотряда все увеличивалась - к 1988 году самолеты Хабаровского ОАО можно было встретить во многих японских городах,в Пхеньяне, Сан-Франциско, Анкоридже, Сиэтле. Летали и в Китай(Харбин), и в Сингапур.
Современная история авиакомпании началась с 1992 года, когда Хабаровский ОАО стал самостоятельным предприятием. А в 1999 году произошел ребрендинг - появилось, собственно, название Дальавиа. Однако не стоит думать, что Дальавиа занималась исключительно перевозкой пассажиров. На деле (как и большинство авиакомпаний, образованных из советских авиаотрядов) Дальавиа занималась и управлением деятельностью аэропорта Хабаровск: не только обеспечением полетов и обслуживания самолетов, но и, например, строительством сразу двух новых терминалов - международного и внутреннего, которые были открыты в 1992 году.
Деятельность новой авиакомпании началась очень неплохо - оставшиеся от СССР самолеты Ил-62, Ту-154 и Ан-24 позволили, хоть и значительно сократив сетку внутренних рейсов, развивать международные авиаперевозки. В 2001 году - первой в России - Дальавиа начала эксплуатацию самолетов Ту-214, которые должны были заменить во флоте стареющие Ту-154. Самолеты неплохо себя показывали - летали исправно, пассажирам нравились - но вот с техническим обслуживание новой техники периодически возникали проблемы... В частности поэтому, руководство авиакомпании не торопилось выводить из флота "полтинники" - иметь запасной "самолет в рукаве" не казалось плохой идеей.
В 2005-2006 году произошел раздел, в результате которого Дальавиа больше не контролировала Хабаровский аэропорт, который стал самостоятельным предприятием. Сама же авиакомпания в конце декабря 2006 года получила статус открытого акционерного общества, и стала именоваться ОАО Дальавиа. При этом, 100 % акций остались в руках государства. Именно "государственность" во многом сыграла роль в банкротстве авиакомпании...
После отделения от аэропорта, руководство авиакомпании стало проводить курс на оптимизацию маршрутной сети и обновление флота, в том числе зарубежными самолетами - в планах была покупка пары Боингов 767, а так же 6 737. К тому же, к 2006 году у ГСС была готова программа Суперджета - Дальавиа хотела купить 6 самолетов. 767 должны были заменить Ил-62, 737 - Ту-154, а суперджеты рассматривались как замена Ан-24. С обновлением флота открывались большие перспективы... Однако им не суждено было сбыться. Еще в 2004 году Аэрофлот планировал поглотить Дальавиа - существовал проект объединения авиапредприятия с Владивосток Авиа и Сахалинскими Авиатрассами, чтобы создать мощную авиакомпанию, полностью принадлежащую Аэрофлоту, для выполнения большинства рейсов на востоке страны. Этим планам реализоваться тоже было не суждено, в сентябре 2008 года Аэрофлот отказывается от сотрудничества с Дальавиа и, разрушая монополию Дальавиа на этом направлении, возобновляет собственные регулярные перевозки по маршруту Москва — Хабаровск — Москва.
Особенно тяжело авиакомпании стало в конце лета 2008 года. Долг перед аэропортом Хабаровска уже составлял около 200млн. рублей, а авиакомпания не могла его заплатить. Более того - с середины августа авиакомпания перестает платить даже за авиационный керосин. Самое смешное - и печальное одновременно - то, что самолеты авиакомпании не прекращали летать, и прибыль приносили постоянно. Конечно, в 2008 году цены на авиатопливо взлетели на 44%, но это точно не могло привести к таким катастрофическим последствиям.
Дальше события развивались стремительно. Еще вчера успешная авиакомпания явно неотвратимо катилась в пропасть - убытки были настолько велики, что с сентября Дальавиа отменила большинство рейсов, а 19 октября 2008 года и вовсе прекратила полеты. Начались массовые увольнения - из 2,8 тысяч работников в авиакомпании осталось около 200 человек. При этом, долг по зарплате уволенным сотрудникам переваливал за 200 миллионов рублей.
Столь стремительный конец авиакомпании сам собой вызывает множество вопросов, главный из которых - "не было ли банкротство авиакомпании намеренным шагом"? И ответ - скорее всего, было - даже косвенно подтверждается - назначенный вместо Валерия Чичилимова ВРИО гендиректора «Дальавиа» Игорь Багельфер, признав наличие объективных факторов кризиса, заметил, что прежнее руководство компании вело «не очень удачную» коммерческую политику. Конечно, все понимают, что именно значит эта "не очень удачная" политика.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь:Ангара; Аврора; Полет; Атлант-Союз;Трансаэро; Саратовские Авиалинии; Вим-Авиа; КавМинВоды; Sky Express;Внуковские Авиалинии; Мавиал; ОмскАвиа; Пулково; Red Wings; АЛК;Алроса; КрасЭир; Orenair; Nordwind
К сожалению, из-за "не очень удачной" политики руководства авиакомпании успешная авиакомпания, неоднократный номинант премии "Крылья России", перестала существовать менее чем за пол года - быстрый, и, к сожалению, бесславный конец. Больше 2000 людей, оставленных без работы, многомиллионные долги - вот, что оставила после себя одна из самых крупных авиакомпаний России... Многие говорят, что в банкротстве Дальавиа виноват Аэрофлот - действительно, такой конкурент, как Дальавиа, создавал серьезную проблему, а после ухода этой авиакомпании Аэрофлот прочно обосновался не только в Хабаровске, но и во всем Приморском крае, создав там, впоследствии, авиакомпанию Аврора. Которая, конечно, неплоха - возрождает региональные социально-значимые перевозки, летает по России, в Китай и Японию. Но все же она способствует монополии Аэрофлота, которая многим (в том числе, мне) не нравится. Во многом "балансиром" служит S7, которая со своим среднемагистральным флотом уверенно занимает начальные позиции в списках российски авиакомпаний. Но, честно говоря, авиакомпанию Дальавиа откровенно жалко - кто знает, что произошло, останься она на плаву?..