Приветствую тебя, читатель! На календаре понедельник и первый, в последнем месяце лета, выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации». Сегодня в номере — бразильский авиалайнер, Ан-2 на поплавках, первый полёт «Летающей крепости» и многое другое! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
27 июля
27 июля 1983 года — первый полёт турбовинтового регионального авиалайнера Embraer EMB 120 Brasilia. /Бразилия/
После успеха модели EMB 110 Bandeirante компания Embraer начала работы над новым самолётом. Акцент был сделан на увеличении пассажировместимости. Проект под именем 'Brasilia' был официально представлен в 1979 году.
EMB 120 представлял собой низкоплан с Т-образным хвостовым оперением. Два турбовинтовых двигателя Pratt & Whitney Canada PW118 помогали развить скорость до 608 км/ч. Дальность полёта — до 1750 км на высоте 9085 м. На борт авиалайнер брал 30 пассажиров.
С 1983 по 2001 год выпустили 354 единицы Embraer EMB 120 Brasilia всех модификаций. Большинство было продано региональным авиакомпаниям США и Европы. Под обозначением VC-97 самолёт также эксплуатировался бразильскими ВВС.
28 июля
28 июля 1935 года — первый полёт тяжёлого бомбардировщика Boeing B-17 Flying Fortress. /США/
В 1934 году фирма Boeing начала разработку бомбардировщика на конкурс Воздушного корпуса армии США. Её соперниками были Douglas Aircraft и Glenn L. Martin Company. Прототип будущей «Летающей крепости» — Model 299 (XB-17) — построили всего за 1 год.
B-17 представляет собой цельнометаллический четырёхмоторный среднеплан. Максимальная скорость — до 462 км/ч при дальности полёта в 3219 км на высоте 10 850 метров. Брал на борт от 2000 до 3600 кг бомб. Оборонительное вооружение состояло из 13 × 12,7-мм пулемётов M2 Browning.
Flying Fortress проиграл в конкурсе Douglas B-18 Bolo. Но после ряда доработок бомбардировщик Boeing затмит победителя. Всего выпущено внушительные 12 731 единица Boeing B-17. Кроме США использовался ВВС 15 стран мира. Активно применялся в годы Второй мировой войны. Сегодня в мире осталось 9 «Летающих крепостей» в лётном состоянии.
29 июля
29 июля 1930 года — дирижабль R100 отправился в трансатлантический перелёт. /Великобритания/
В декабре 1929 года первый полёт совершил жёсткий дирижабль R100. Он строился в рамках проекта Imperial Airship Scheme — всемирной сети грузопассажирских перевозок на дирижаблях, призванной улучшить связь между Великобританией и её доминионами.
R100 хорошо показал себя во время испытаний. Но реальной проверкой для нового дирижабля должен был стать перелёт через Атлантику. В полёт из Кардингтона в Монреаль на борту R100 отправилось 44 пассажира и 38 членов экипажа.
Путешествие в Канаду оказалось успешным. Расстояние в 5300 км R100 преодолел за 78 часов (58 часов на обратном пути). Во время пребывания в Канаде дирижабль выполнял демонстрационные полёты и был открыт для экскурсий. После триумфального возвращения на Британские острова его поставили на ремонт. Но, увы, больше он никогда не летал — через год потерпит катастрофу однотипный дирижабль R101 и R100 разберут на металл.
30 июля
30 июля 1958 года — первый полёт транспортного самолёта de Havilland Canada DHC-4 Caribou. /Канада/
В 1956 году стартовала программа исследований транспортных самолётов для ВВС Канады и США, способных эксплуатироваться без подготовленных аэродромов. Компания de Havilland Canada предложила проект самолёта укороченного взлёта и посадки DHC-4 Caribou.
DHC-4 представлял собой двухмоторный высокоплан с крылом большого удлинения. В задней части фюзеляжа установлена грузовая дверь. Caribou брал на борт либо 32 солдат, либо до 3964 кг груза. Максимальная скорость — 346 км/ч, дальность полёта — 2100 км. Самолёт мог эксплуатироваться с неподготовленных ВПП, в том числе и песчаных.
Всего выпустили 307 единиц DHC-4 Caribou. Кроме США и Канады эксплуатировался ВВС 20 стран мира — от Австралии до Замбии. На сегодняшний день все военные модификации DHC-4 выведены из эксплуатации. Некоторое число самолётов продолжает летать как обычные транспортники.
31 июля
31 июля 1951 года — первый полёт гидросамолёта Ан-4 (он же Ан-2В). /СССР/
Биплан Ан-2 стал основой для ряда модификаций, как экспериментальных, так и серийных. В 1950-51 годах ОКБ-153 Олега Антонова разработало проект Ан-2В (В — водный) — гидросамолёта на базе Ан-2. Он был рассчитан на эксплуатацию в местах, где нет подготовленных аэродромов, но есть река, озеро и т.д.
От своего «родителя» Ан-2В отличался прежде всего наличием 2 поплавков. Также устанавливался реверсивный воздушный винт. Самолёт мог развить скорость до 230 км/ч при дальности полёта в 920 километров.
Всего выпустили более 200 единиц Ан-4. Производился он и в Польше под обозначением PZL An-2M (morsky — морской). Гидросамолёт активно использовался для полётов в отдалённые районы страны. Без должного контроля участились аварии и поломки. Одной из причин стало и то, что лётчики нарушали трудовую дисциплину, злоупотребляли алкоголем. Министерство гражданской авиации не смогло придумать ничего лучше, чем снять Ан-4 с эксплуатации. К 1983 году самолёты с остатком ресурса более 60% прошли переоборудование на сухопутный вариант, остальные списали. В наши дни один гидросамолёт Ан-2В восстановлен энтузиастами до лётного состояния.
1 августа
1 августа 1949 года — первый полёт военно-транспортного самолёта Northrop YC-125 Raider. /США/
В 1946 году Northrop представила грузопассажирский самолёт N-23 Pioneer. Хотя его прототип и разбился в катастрофе, но концепция транспортного самолёта укороченного взлёта и посадки заинтересовала ВВС США и они заказали постройку доработанных самолётов на базе N-23. Так появился YC-125 Raider.
Как и Pioneer, Raider представлял собой трёхмоторный высокоплан с неубирающимся шасси. Отличие было в форме хвостового оперения и установленной грузовой рампе. Максимальная скорость — 333 км/ч, дальность полёта — до 2990 км. YC-125 брал на борт до 32 десантников или 5443 кг груза.
Всего выпустили 23 единицы YC-125 Raider, поступивших в ВВС США. Но из-за недостаточной тяговооруженности уже в 1955 году большую часть YC-125 продадут частной компании Frank Ambrose Aviation. Затем они попали в Южную Америку, где летали до 1970-х годов. Сегодня в музеях хранится 2 самолёта YC-125 Raider.
2 августа
2 августа 1960 года — первый полёт сельскохозяйственного самолёта Bennett PL.11 Airtruck. /Новая Зеландия/
В конце 1950-х годов конструктор Луиджи Пелларини перешёл работать в Bennett Aviation. Здесь он продолжил заниматься сельскохозяйственной авиацией. Для замены устаревших de Havilland Tiger Moth Пелларини разрабатывает улучшенную версию своего предыдущего самолёта PL.7. Проект получает обозначение PL.11 Airtruck.
Самолёт представлял собой одномоторный высокоплан с двухбалочным хвостовым оперением. Кабина пилота находилась над двигателем, за которым был установлен бак для химикатов. Благодаря такому расположению, пилот имел отличный обзор вперёд. На скорости до 264 км/ч Airtruck мог покрыть расстояние в 720 км.
Несмотря на то, что за его внешний вид, PL.11 называли «летающим драндулетом», он хорошо летал. Но проиграл конкуренцию Fletcher Fu24 и в серийное производство не пошёл. Выпустили всего 2 прототипа Bennett PL.11 Airtruck. Оба самолёта были потеряны в катастрофах.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории