Я не жил в СССР так долго и осознанно, чтобы делать какие-то выводы, но кое-что знаю по рассказам и статьям из газет и журналов. И меня немного вводит в ступор, когда дедушка, ездящий сегодня без проблем на своем Дастере на дачу, мечтает о том, чтобы вернуться в СССР.
Ведь, если ты водитель из СССР, ты знаешь, что...
- чтобы купить машину, мало было иметь деньги, нужно было её заслужить и отстоять очередь (относительно свободно купить машину можно было только во времена застоя и то не везде)
- ты не мог выбрать машину, которую хотел (цвет, комплектацию, модель), покупал то, что позволяли
- за всю жизнь у тебя могло быть одна-две машины
- машина на вторичке стоила дороже (иногда в два раза), чем новая, потому что новую было не купить
- порой счастливым владельцам автомобиля предлагали обменять Жигули на подмосковную генеральскую дачу. Многие отказывались. Потому что "дача есть у всех, а машина не у каждого"
- автомобиль был большей ценностью, чем недвижимость, потому что квартиры давали бесплатно и можно было претендовать на улучшение жилищных условий в течение жизни, а машины - нет
- чинить машину приходилось самому, потому что СТО было очень мало и делали там не всегда хорошо
- запчасти были в дефиците. Просто прийти в магазин и купить свечи было нельзя. Нужно было записываться в очередь. Иногда выручали друзья, которые за мзду помогали найти дефицитный товар у правильных людей
- купить новую резину тогда, когда нужно, было нельзя, поэтому покупали про запас тогда, когда её "выбрасывали" в магазин. Чаще всего оказывалось, что резина сделана где-то в "золотозубой" республики и были сделаны почти из пластилина
- наценка на советские автомобили была от 100 до 300% в зависимости от модели. Меньше всего наценка была на Запорожцы, больше всего на Волги
- свободно купить машину в магазине "Березка" можно было только за валюту (за инвалютные рубли - "чеки"), например, после длительной загранкомандировки
- с бензином все было неплохо, но стоил он примерно столько же, сколько и сейчас (по отношению к уровню средних зарплат). Плюс, чтобы заправить 10-20 литров, нужно было отстоять длинную очередь
- с маслом, тормозной жидкостью и тосолом тоже были проблемы, поэтому даже грамотные автомобилисты были вынуждены пропускать ТО, что приводило к преждевременному износу многих узлов и агрегатов
- пробеги были намного меньше, чем сейчас. Редо кто ездил на машине каждый день. Средний годовой пробег в начале семидесятых составлял 2500 км в год
- ДТП - это была катастрофа, потому что достать стекла, фары, фонари и кузовщину было заданием, достойным суперагента
- из-за дефицита запчастей, процветало воровство. С машин снимали всё, что можно было снять: зеркала, дворники, колеса, фары. Поэтому задачей номер 1 после покупки машины была покупка гаража, где машина была более или менее в безопасности
- никаких штатных противоугонок и сигнализацией не было, поэтому водители сами или при помощи знакомых мастерили механические и электронные противоугонки. Прерыватели искры, выключатели массы, замки на капот, багажник, руль и педали.
- машины берегли и эксплуатировали так, как будто на всю жизнь (а может и так, чтобы детям по наследству досталась)