Перфекционизм — это обычный, хотя, как правило, и социально одобряемый, невроз. Все неврозы формируются с какой-то вторичной целью, то есть под ними обязательно есть некая подоплека.
Прежде всего, перфекционизм позволяет человеку бесконечно долго оттягивать момент завершения работы, а следовательно... и «час страшного суда», когда ее примутся оценивать.
То есть, человек ужасно боится оценки окружающих — что его раскритикуют или не впадут в экстаз, глядя на его творение, а его невроз помогает ему отдалить момент этой «катастрофы».
Да, перфекционист может казаться ответственным человеком. Но ответственный человек прекрасно понимает, что сроки — это святое, нельзя подводить людей ради некого «идеального» результата, который мерещится только исполнителю работ, а другие вообще не понимают, что тот «улучшает».
Впрочем, на этом невротические выгоды перфекциониста не заканчиваются. Вторая позволяет перфекционисту психологически расправиться с критикой его работы.
Подумайте об этом: если я сам критикую свою работу, считаю ее «неидеальной», «ущербной», то зачем мне слушать критику из уст кого-то другого?
«Я сам самый строгий судья своего творчества!» — вскрикивает и трагически заламывает руки перфекционист, и дальше он может заткнуть уши, игнорируя любые замечания. Мол, что эти бездари понимают в том, насколько несовершенно то, что я создал?
Наконец, есть и третья подсознательная выгода перфекционизма для перфекциониста-невротика...
Замучив всех и вся своим бесконечным причитанием: «Боже-боже! Гениального творения не получается! Ужас! Я наложу на себя руки!», перфекционист вынуждает окружающих быть благосклонными к результатам своего труда.
Одни проявляют эту благосклонность просто из сострадания – только бы перфекционист успокоился и не занялся членовредительством. Другие — потому, что они, изначально ориентируясь на эти драматичные рассказы и позы, ожидали увидеть и в самом деле нечто совершенно ужасное, а оказалось, что все не так плохо, как об этом говорил наш господин Перфекционист.
В общем, перфекционист, если уж смотреть в корень, это не тот, кому нужен «идеальный результат», а тот, кому нужны наши идеальные реакции на его результат. Хотя, как и любой невротик, он, конечно, в этом никогда не признается.
Невротический перфекционизм, как правило, закладывается ещё в детстве, когда ребенок получает родительскую любовь исключительно за что-то, а не просто так – не просто потому, что его любят.
Именно такое отношение родителей к ребенку создает условия, при которых он кровь из носу пытается учиться на одни «пятерки», все делать «идеально» и вообще — быть «премилым».
Если, кроме как за достижения, ребенка не вознаграждали — ни похвалой, ни просто хорошим, добрым отношением, будущий «невроз отличника» ему практически обеспечен.
(Фрагмент из книги «Не надо пофигизма. Универсальные правила»)