За месяц ожиданий, я немного "перегорел и подостыл" к этому мероприятию. Но мыслей отказаться и не поехать не было.
Вот уже и пятница, завтра с раннего утра мы выдвигаемся. За пару дней до этого мы обговорили кто что будет брать, чтобы не везти лишнего груза. Решили,что до Деревни Майзас мотоциклы повезём на двух машинах с прицепами, т.к. у Кирилла и у Димы это был спорт инветарь, тоесть они не могли ездить по дорогам общего пользования.
Кирилл живёт в Новокузнецке, а я в чистогорске, поэтому до места встречи мне пришлось ехать своим ходом. Было примерно 7 часов утра, и я не дооценил утреннюю свежесть июля, за что был немного проморожен. Но потом благополучно погрузился в прицеп Кирилла, отогрелся и мы тронулись в сторону Междуреченска. Погода нам благоволила, солнце радостно играло бликами по стёклам автомобиля, на небе не было ни тучки. И прогноз обещал, что жара будет стоять все три дня. Где-то в районе ГРЭСа не высокие сопки приобрели более острые очертания с крутыми склонами, изменились и леса, стало больше хвойных пород деревьев. А дорога всё петляла вдоль реки, повторяя её изгибы и повороты, то немного удалялась от берега, а затем снова выходила к реке.
Вот и Мыски и Междуреченск уже позади, это значит, что совсем скоро деревня Майзас. Майзас встретил нас большим скоплением народа перед пантонным мостом через реку Томь. Все эти люди приехали сюда чтобы отдохнуть на природе, кто то сплавлялся, кто-то просто рыбачил. Впервые в жизни я видел металлический плавающий мост, эта конструкция была похожа на огромную гусеницу состоящую из отдельных частей, которые соединялись шарнирами между собой, в некоторых секторах моста по бокам были открыты лючки, предназначение которых мне не известно.Движение по переправе реверсивное однополосное, мы дождались своей очереди и неспешно проехали в деревню, дальше был ещё один мост через реку Майзас, но уже деревянный, и все мосты которые нам дальше поподались были деревянными, на железном основании. Такие мостики я называю таежными.
Перед нами стояла задача найти дом с большим двором, чтобы там можно было оставить машины и прицепы на 3 дня. После двух неудачных попыток мы подъехали к какой-то базе где стояло много техники, старые УАЗики, прицепы, топливовоз и что то ещё. В ограде ни кого не было кроме собаки. Максим увидел соседа, это был пожилой мужчина в тельняшке, и попросил его нам помочь, тот охотно сходил за хозяином всего этого автопарка. К нам вышел худощавый мужчина лет 50ти одетый в белое нательное белье и в белой кепке, -видимо чтобы не так жарко было, да слепни на белое не садятся. Поэтому во время сенокоса люди старались одеваться в белые одежды. Звали хозяина Андрей, он с радостью согласился приютить нашу технику на три дня, не за бесплатно конечно.
- С машины по тысячи рублей.
- По рукам, -ответил Максим.
И мы с облегчением души начали загонять во двор свои железные колесницы.
Буквально за дорогой в двадцати метрах бежал обмелевший от засухи Майзас, глубина реки была не больше колена, а ширина примерно метров 10-15. Дальнейшие 30 км эта речушка сопровождала нас протекая вдоль дороги то слева, то справа, почти до самого Майзаского перевала. Между майзаским и Изыгашским перевалами протекает весело журча по камням примерно такая же по размерам речка большой Изыгаш. И уже на спуске с перевала Изыгаш берет своё начало красивая река "Колос", которая будет сопровождать нас до деревни "Ортон" и здесь же "Колос" впадает в реку Ортон. Нужно сказать, что весь путь нашего маршрута пролегает вдоль разных рек, от маленьких безымянных ручейков до матушки "Томи" к которой так неудержимо стремятся все эти речушки. И во время остановок если уж глаз не порадуется виду горного ручья, то слух то обязательно уловит где-то в низине весёлый шум бегущей воды по валунам.
И так, мы упаковали багаж в полиэтиленовые мешки, привязали кто на заднее сиденье, кто на багажник. Вот уже полностью готовые к старту стоим и переглядываемся друг на друга
- Первый раз я ввязываюсь в такую авантюру .- произнес Макс.
-Да все будет хорошо, ну что,поехали!!- и моторы один за другим зарычали. Поехали.
Ребята всю дорогу пропускали меня вперёд, ориентируясь на мой темп езды, т.к. у моей мопедки на много слабее мотор и ходовая часть. Плюс к этому оказалось, что я перегрузил багажник и мотоцикл предательски качало из стороны в сторону, особенно на "живых камнях"-так я называю не слежавшийся или не утрамбованный в землю гравий, а участков с "живым гравием" на этой дороге очень много, поскольку трассу Майзас - Ортон регулярно подсыпают, и грейдеруют. Но не смотря на это средняя скорость была примерно 45 км/ч.
Километрах в 20 от майзаса находится родник, оформленный в виде маленькой беседки под крышей, где можно пополнить запасы воды. Перевалы майзаса и Изыгаша оказались не слишком то и высокими, двигатель работал без заметных потерь мощности, видимо на этих высотах достаточно много кислорода.
Чуть было не забыл написать про главную достопримечательность местной тайги. - Это гора Куйлюм со своими мегалитами. Она расположена перед Ортоном за несколько километров. В переводе с шорского Куйлюм означает гора любви, правда никаких легенд я не нашёл связанных с этим местом. Люди побывавшие там говорят, что это мистическое место. Например на скалах после дождя проявляются древние рисунки, или ещё случай: группа туристов поднималась в верх по тропе к мегалитам, вдруг все ощутили запах дыма и услышали голоса, через несколько минут туристы вышли на место стоянки, но там ни кого не было, а потухшее кострище было холодное. Некоторые слышат звук барабанов. Вот такое загадочное место, но мы туда не заедим т.к. времени в обрез. Оставим на следующий раз эту затею.
Пообедать решено было на перевале Изыгаш, с верхней точки которого открывался величественный вид на горы покрытые зелёной тайгой. В некоторых местах были видны светло зелёные проплешины- то были поля курумника.
-Эх, почему мы не летаем как птицы, а так хочется расправить крылья и воспарить надо всей этой красотой, рассмотреть все речушки, озера,рельефы земли,деревни,а затем взлететь на самые труднодоступные горы. -что то я размечтался. Поехали дальше.
-Боже мой, мы только доехали до Ортона! - а пятая точка уже вся изнылась от постоянного контакта с твердым седлом мотоцикла.
-Впереди ещё долгие 100км до Казыра. - подумал я беспокоясь за задницу.
Дальше начиналась дорога "мужества", но или "издевательства над техникой", кому как нравится так и называйте.
Что она из себя представляет?
-Это участок гравийки пролегающий по красивым таежным лесам,и пересекающий границу Хакасия-кемеровская обл. Длина примерно 45км. Практически весь путь залит большими лужами, особенно после дождей. Размеры гравия- от самого мелкого до полуметра в диаметре, не часто но попадались такие каменюги на дорожке. Встречаются и "подводники " - булыжники лежащие на дне грязной лужи о который многие разбивают бампера, или отрывают номер, ещё хуже можно двигатель пробить и остаться без масла. Поэтому лужи здесь бывают с сюрпризом. Местами дорога проходит по пойме ручьев и небольших речек, например по Федоровке. Купания в грязных лужах чередуются с преодолением кристально чистых бродов и ручьев, самый большой брод через реку Ортон. Глубина в сухое время около колена, может чуть ниже. Попалась одна лужа с небольшим течением, видимо пробегает какой-то ручей, дак вот в ней глубина немного даже побольше чем в Ортоне. На этом же участке путников поджидают два перевала, подъем на которые выстлан далеко не бархатом а смесью глины и крупного скальника с острыми краями в перемешку с речным гравием. В общем всё для водителя и его попутчиков, лишь бы они не скучали. Про себя эту дорогу я назвал "стиральная машинка" потому, что если путники смогут по ней проехать, то вконце они будут постираны в лужах, речках и отжаты как лимоны пройдеными испытаниями. На самом деле полноприводный кроссовер не спеша здесь проедет, если на "подводника "не налетит.
Кстати мостики на этом участке отсутствуют, хотя в некоторых местах видно, что когда то они были, но со временем просто згнили и люди стали ездить в брод, дабы не рухнуть вместе с мостом.
Также если верить старым картам в этих местах раньше были Толи поселения з.к., Толи просто деревни. Например Большой Ортон- было поселение заключённых, урочище Федоровка, урочище Усть Весёлый. Сейчас говорят об их существовании только карты с обозначением могилок в этих местах. Ещё остались кое-какие развалины в Большом Ортоне.
Первым начал выеживаться мотоцикл Кирилла,-пропал холостой ход, и двигатель стал плохо запускаться. Благо инструмент кое какой у нас был. В боевых условиях прочистили карбюратор, продули ему всё,что можно продуть. В результате моторчик снова заработал как часики.
Потом ещё у меня раскрутилась рулевая колонка, видимо дорожный мотоцикл был в шоке от этих покатушек по дорогам не общего пользования. В этот день больше поломок не было.
Наградой в окончании "пути мужества " стала щебеночная дорога по золотым приискам. Да уж, грустно смотреть на убитую природу человеческой деятельность. Наверное золото для Хакасии как и уголь для Кузбасса является одновременно богатством и проклятьем. Немного фотографий с присков.
Не смотря на этот знак здесь все проезжают без проблем.
Это уже отработанная территория, на рабочей я снимать не стал дабы не привлекать к себе внимания. На выезде с присков стоит охрана. Не успели мы остановится перед шлагбаумом, как из будки вышел охранник, кивнул головой в знак приветствия и открыл проезд. Дальше хорошо утрамбованная щебёнка шла сквозь не тронутый лес, скорость поднималась уже до 70км/ч , мостики в Хакасии такие же деревянные, но в задрипанном состоянии по сравнению с ортонскими. Опять дорога вышла на разрез- это был Николаевский прииск. В этом месте находится не знаменитая Николаевская пещера, в неё то мы и направились. Ее видно прямо с дороги, в скале на противоположном берегу реки Балыкса. Пришлось снять штаны и в шлепках пройти через реку. Другого пути нет.
Вход в пещеру довольно таки большой. Первое, что я ощутил- это холодный и влажный воздух не смотря на то что на улице стояла жара за 30 градусов.По описанию в интернете ее длина составляет около 180 метров, нам удалось заглубиться метров на 40, дальше надо было карабкаться в верх по стене метров на 5,желающих на сей подвиг не нашлось. Внутри в легкодоступной части распологается два больших зала соединяющихся между собой тесным проходом. Пол усыпан скальными камнями от мала до половины человеческого роста, некоторые приходилось перелазить придерживаясь руками за стены. Кстати стены да и порода под ногами покрыты влажной субстанцией похожей на глину, некоторые участки блестят словно серебром. С верху доносится скромный дневной свет, проникающий через верхний лаз в пещеру напоминающий не большое окно. Воздух на столько насыщен влагой, что всё пространство заполнено лёгким туманом и при фото съёмке изображение получалось очень плохое. На выходе открывается унылый вид на растерзанную золотодобытчиками природу, и работающую тяжёлую карьерную технику.
До Балыксы мы добрались уже вечером, солнце клонилось на закат. Небольшая передышка, по быстрому заправились и по коням, по времени не успеваем засветло доехать до Казыра. Меня одолевает жуткая усталость и боль натертых ягодиц об это долбанное сиденье. В этот момент мне кажется нас заставляла двигаться дальше только сила воли и поставленная цель- добраться сегодня до Казыра, хотя можно было заночевать и на Томи отъехав от деревни километров 5.
Последние 35км до Казыра были уже не в радость, дорога опять ухудшилась, появился крупный гравий, ямы, броды, мосты здесь совсем трухлявые, поэтому все проезжают реки в брод. Хотя на велосипеде или мотоцикле проехать можно, если осторожно.
Я заснял всего пару мостов, на самом деле их порядка десяти. Дорога напоминает ортоновскую, также изчерчена ручьями и родниками. Правда без перевалов, и глубоких луж. Иногда встречаются ни большие курумовые склоны, и отвесные скалы. Вскоре стемнело и как оказалось мой генератор даёт слабую зарядку, фара быстро посадила аккумулятор, и я весь измученный без сил в полутьме боролся с перегруженным мопедом и раздолбанной дорогой за последние километры пути.
-Когда же уже колея уйдет в право от Томи?. -Это бы означало, что мы подъезжаем к Казыру, но Томь не думала расходиться с нашим путём,и бесзаботно текла вдоль дороги то немного отдаляясь, то приближаясь. Наконец мы плавно ушли в право от реки.
-Урааа,мы уже рядом!!! -пролетела мысль в голове. Так и есть, через десять-двадцать минут наша команда присоседилась к мирным туристам на берегу Шумного Казыра. Но было уже темно, на небе светилось множество звезд и саму реку я не увидел в этот поздний вечер. Пока Кирилл готовил суп на примусе мы ставили палатки. Из соседнего лагеря слышалась гитара и разные романтичные песни в исполнении женских голосов. Кирилл позвал всех кушать. Чашка горячего супа "харчо" расслабила и без того слабое тело. В этот вечер я уснул очень быстро не смотря на музыку и песни ближайших групп туристов.
Продолжение следует.