Dodge WC-51
Американский тяжелый внедорожник Dodge WC-51 советские солдаты знали и уважали, часто называя его не по имени, а по прозвищу — «три четверти». Так нарекли внедорожник из-за его грузоподъемности в ¾ тонны. Машину запустили в производство в 1941 году, когда уже шла война, а с 1942-го начались ее поставки в Красную армию по ленд-лизу, в качестве союзнической помощи.
В военных частях Dodge WC-51 имел большое значение. Аппарат был по-настоящему многозадачен. На его основе монтировались мобильные санитарные пункты, с его же помощью в условиях боевых действий прокладывалась жизненно необходимая связь, хотя большая часть тиража Dodge WC-51 работала все-таки по прямому назначению — перевозила оружие. Под эту задачу американцы, собственно, и разрабатывали конструкцию, отсюда и аббревиатура WC — Weapon Carrier («носитель оружия»).
Horch 901
Еще в середине 30-х годов немецкая промышленность приступила к разработке и выпуску полноприводных военных автомобилей, которые, в свою очередь, делились на легкие, средние и тяжелые. Примечательно, что унификацию ставили во главу угла не только в СССР. Немецкая военная техника также в немалой степени была унифицирована. Но если в Советском Союзе причиной унификации был дефицит ресурсов, то в Германии — рациональный расчет. Так или иначе, все немецкие армейские вездеходы строились по одному принципу: рама, одинаковая ширина передней и задней колеи, наличие блокировок.
Horch 901 — один из таких. В модельном ряду марки были не только элитные командирские автомобили, но и настоящие боевые единицы. Эти машины часто бывали на поле боя, участвуя чуть ли не во всех кампаниях вермахта. Сказывался широчайший спектр возможностей. Автомобиль имел внедорожные шины и высокий клиренс. Horch 901 использовали в качестве мобильного госпиталя, машины для связи и, разумеется, транспортировки и буксировки оружия. Все, как у Dodge WC-51, являющегося, по сути, конкурентом или идеологическим аналогом Хорьха. 901-й был вторым по распространенности немецким армейским автомобилем после VW-82. У машины имелся также парадно-командирский вариант Typ Kabriolett.
Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen)
Знаменитый Фердинанд Порше начал работать над армейской модификацией, максимально унифицированной с гражданским VW KdF-Wagen (более известным как Beetle) еще в 1936 году. Первый прототип разработали в 1938 году, его назвали VW Typ 62. После испытаний и доработок (в том числе в ходе Польской кампании 1939 года) модифицированная модель получила индекс Typ 82 и пошла в серию в ноябре 1940 года. Облегченный открытый четырехдверный кузов, межколесный дифференциал, увеличенный до 290 мм клиренс, 16-дюймовые колеса, складное лобовое стекло и брезентовая крыша и кузов, собранный из тонких жестяных, усиленных продольно листов — вот рецепт подхода, получившего собирательное название Kübelwagen. Неприхотливая и надежная машина снискала уважение у военных вне зависимости от званий. Именно благодаря VW Typ 82 в войсках никогда не наблюдалось перебоев со снабжением запчастями: автомобиль был ремонтопригоден, прост и мало весил: при необходимости поднять его могли три солдата.
Однако несмотря на столь яростную борьбу с лишним весом, конструкторы — неслыханное для военного времени дело! — снабдили автомобиль системой подачи теплого воздуха для обогрева пассажиров. Тем более что обслуживал Kübelwagen все-таки преимущественно солдат, хотя и командный состав не чурался пользоваться этой машиной. Главной военной задачей VW Typ 82 был подвоз личного состава и транспортировка горючего и боеприпасов. Кроме того, стоил Kübelwagen всего в 1,5 раза дороже мотоцикла с коляской — 2945 рейхсмарок.
ГАЗ-61
Задание на проектирование легковой модели повышенной проходимости для советских военачальников ведущий конструктор Виталий Грачев получил летом 1938 года. Сжатые сроки, максимальная унификация с другими автомобилями Горьковского автозавода… и уже без малого через год первый опытный образец проходил испытания.
Хотя семейство ГАЗ-61 включает в себя разные модификации — и пикап ГАЗ-61-415, и легкий тягач ГАЗ-61-417, — а изначально автомобиль выглядел как фаэтон (модель ГАЗ-61-40), самой распространенной версией был ГАЗ-61-73 — первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан.
Volkswagen Typ 166 (Schwimmwagen)
После успешного во всех отношениях VW Typ 82 командование вермахта поручило конструкторскому бюро Порше разработать еще одну самоходную модификацию на базе VW KdF-Wagen (Beetle) — на этот раз автомобиль-амфибию. Так в 1941 году появился VW Typ 166, которому немецкие солдаты дали простое и лаконичное прозвище — Schwimmwagen, что дословно означало «плавающий автомобиль».
Что и говорить — плавал автомобиль отменно, причем не только по воде, но и по грязи. На Восточном фронте столь проходимые машины были крайне необходимы. Чтобы удовлетворить возросший спрос, производство VW Typ 166 вели параллельно на двух заводах — Porsche в Штутгарте и VW в Вольфсбурге. В итоге он стал самым массовым автомобилем-амфибией Второй мировой, затмив американский Ford GPA. С 1941 по 1944 годы было произведено более 15 тысяч штук, из них 1308 штук — на заводе Porsche в Штутгарте.
Великая Отечественная война проверила на прочность не только людей, но и механизмы. Отчасти это была и война инженеров. Если в период Первой мировой ранее неизвестные и невиданные типы техники играли преимущественно устрашающую функцию, то в 40-х годах XX века все изменилось. На первый план вышли технические характеристики и эффективность. Уже отнюдь не всегда побеждали те, у кого больше солдат. Теперь военные машины, инженеры, их разработавшие, и рабочие, воплотившие проекты в жизнь, играли не последнюю роль как в общем исходе войны, так и в жизни многих и многих людей.