Разве такое когда-то было? Еще как! Только нужно сделать поправку, что речь идет не о настоящих автомобилях, а об их моделях-копиях в масштабе 1:43. Я не знаю имен людей, благодаря которым десятки тысяч советских мальчишек смогли прикоснуться в застойные 1970-е и в перестроечные 1980-е годы к необычным автомобилям неведомых марок – но большое им за это спасибо! Нет, про всякие там Alfa-Romeo с ФИАТами мы прекрасно знали и тогда. А вот про ISO, Bertone, Matra или какую-нибудь там Lola даже почитать было негде!!!
Откуда же появились эти «модельки» в СССР? И кто и по какому принципу отбирал их марки и модели? Всё просто, на самом деле. В середине 1970-х в Министерстве легкой промышленности СССР, в ведении которого и находилось производство игрушек и галантереи, кто-то придумал «схему». Поскольку разработать и построить пресс-формы для изготовления моделей-копий автомобилей в нашей стране всегда было делом долгим и муторным, эти самые пресс-формы решили покупать за рубежом. Готовые. Причем по дешёвке!
Как это было возможно? Да запросто! В Минлегпроме догадались выкупать у ведущих иностранных производителей «моделек» – фирм Mebetoys, Politoys и Norev – пресс-формы от машинок, уже снятых теми с производства. Да, оснастка порой была уже сильно изношена, и машинки на ней порой получались с большим процентом брака. Но для неизбалованного советского покупателя и это было за счастье! Все эти модели, заново вставшие на производство в СССР, получили меткое прозвище в среде коллекционеров – «ремейки» (от английского слова remake – сделанный заново). Всего в Союз поступило из-за рубежа свыше 50 комплектов подержанных пресс-форм, которые были распределены по заводам почти десятка советских городов.
Многие из импортированных к нам пресс-форм оказались столь изношенными, что их пришлось переделать под литье из пластмасс, хотя изначально все европейские модели-копии были металлическими. Ну, а пионерами в деле производства ремейков стали в 1975 году фабрика игрушек «Сихарули» (Тбилиси) и Донецкая фабрика игрушек. Грузины начали с выпуска 5 пластмассовых «моделек» на восстановленных пресс-формах Norev. Это были копии седана Renault Dauphine, кабриолета Simca Oceane и трех моделей Panhard. Качество этих первых машинок было превосходным! Для них использовался импортный полистирол с яркими красителями различных оттенков. Сами модели покрывали прозрачным лаком, что придавало им более реалистичный вид. Все это делалось лишь с одной целью – получить Государственный Знак качества и полагающиеся за это денежные надбавки.
Донецкая фабрика начала выпускать сразу 8 пластмассовых «моделек» на пресс-формах Politoys. Это были Renault 16, FIAT 125, Iso Grifo, Autobianchi Primula Coupe, Ghia V280, Ford Mustang Bertone и Ferrari 275GTB4. Две последние машинки отличались наиболее проработанной деталировкой, имея даже подробно проработанную имитацию выпускного тракта. Все эти модели из Тбилиси и Донецка стоили в наших магазинах всего 1 рубль и потому охотно покупались для детей и десятками тысяч «умирали» впоследствии в песочницах. Другая часть машинок, менее значительная, отправлялась на экспорт… в Европу! Туда, откуда первоначально пришли пресс-формы. Там они стоили по цене своих зарубежных аналогов. Экспортные «модельки» упаковывались в особые разноцветные коробочки из финского картона с логотипом внешнеторгового объединения Novoexport.
Еще одним крупным изготовителем ремейков в конце 1970-х годов стал Киевский экспериментально-механический завод игрушек им. Ватутина – одно из образцовых предприятий СССР по выпуску игрушек. Ему была передана оснастка на производство моделей фирм Mebetoys и Politoys: FIAT Siata 1500, Ferrari 330 P4, De Tomaso Pantera, Alfa-Romeo Iguana… Здесь же, наряду с Донецком, делали и Ford Mustang. Киевские модели изготавливались из металла и отличались тщательной проработкой деталей, изобилием металлизации и высоким качеством сборки. И хотя имели простецкую коробочку, стоили уже от 3-50 до 3-95, что в те годы соответствовало уровню цен на саратовские коллекционные «Москвичи».
В принципе, эта средняя цена в 3-50 установилась почти на все ремейки, изготовленные из цинково-алюминиевого сплава. Среди них стоит отметить, например, совсем не игрушечные по качеству и деталировке модели производства Ленинградского опытного завода металлической галантереи и сувениров, изготовленные на пресс-формах Politoys: Ford Consul Cortina, Alfa-Romeo Giulia, Innocenti Morris IM3, FIAT 500 Gardiniera.
Вместе с тем, освоенные в 1977 году первые тбилисские металлические модели стоили почему-то ровно 3 рубля, хотя, будучи также не слишком упрощенными ремейками Politoys и Mebetoys, представляли собой вполне полноценные модели-копии. В эту серию машинок вошли FIAT 850 и FIAT 850 Coupe, Alfa-Romeo 2600 Sprint Bertone и Alfa-Romeo Giulia TZ. Но надо заметить, что в дальнейшем качество грузинских моделей год от года падало, и весьма сильно. Их стали небрежно красить и собирать, экономили на качестве сырья… Дело кончилось тем, что с машинок фабрики «Сихарули» просто сняли Государственный Знак качества.
Вообще, с начала 1980-х годов многие ремейки стали восприниматься покупателями уже не как модели, а как игрушки. Этому были и объективные причины. В частности, появление целых семейств и «модельных рядов» пластмассовых ремейков, значительно упрощенных. В производственной программе новых заводов они почти сразу позиционировались как игрушки и стоили от 1 р. 10 коп. до 2 руб. К этой группе стоит отнести Autobianchi Primula и Maserati Mistral Coupe от Московского завода игрушек «Прогресс», Ford Mustang Boss и Alfa-Romeo 33.3 от Минского завода игрушек «Мир», а также ремейки Московского завода игрушек «Кругозор».
Отдельно можно выделить и новое семейство ремейков от Mebetoys, освоенных Донецкой фабрикой игрушек после 1980 года: Mercedes-Benz 250SE, Lancia Flavia, Rolls-Royce Silver Shadow, Bertone Runabout, Chevrolet Corvette Rondine. В то же время новых металлических ремейков практически не появлялось. Все, чем могли довольствоваться коллекционеры в 1980-х годах, это NSU Ro-80 Запорожского титаномагниевого комбината и Fiat 124 завода «Прогресс».
К началу 1990-х всё ещё выпускавшиеся ремейки в силу изношенности оснастки стали выглядеть совсем непрезентабельно. В условиях свободного рынка, когда в страну начали поступать настоящие импортные модели (например, довольно недорогие Bburago), спрос на старые отечественные «игрушки» быстро иссяк. У коллекционеров они давно имелись, а детей больше привлекал китайский разноцветный ширпотреб.
Одними из последних ремейки продолжали делать в 1990-е годы Донецкая фабрика игрушек, «Прогресс», «Кругозор» и завод АТЭ №1 (металлические версии «прогрессовских» ремейков). Но и они к началу 2000-х поочередно ушли на покой. Вот так и закончилась целая эпоха, давшая в отсутствие импорта нашим коллекционерам возможность поставить на полку машинки, так сильно контрастирующие с «Москвичами» и «Жигулями».