Найти в Дзене
Христианские мысли

Не бойтесь убивающих тело

источник фото: яндекс-картинки
источник фото: яндекс-картинки

"И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28)

Страх - очень важная составляющая нашей жизни, но тема страха не популярна, так как в нашей культуре бояться означает быть слабым, а слабость означает нечто постыдное.

Лично я очень многого боюсь - боюсь за своих родных, боюсь потерять работу, боюсь проколов в своей работе, но ещё больше я боюсь того, что другие узнают о том, что я боюсь, потому что я боюсь выглядеть глупо. Подобным же образом боятся абсолютно все. Даже те, кто заявляет, что ничего не боится, очень боятся выглядеть боящимися.

Боюсь ли я смерти, боюсь ли я быть убитым? Это сложный вопрос, мне трудно ответить на него однозначно. С одной стороны, будучи верующим, я знаю, что Господь любит меня и простил мне все мои грехи, Он обещал мне вечную жизнь с Ним. С другой стороны, непонятность процесса перехода из этой жизни в туманное будущее немного пугает меня.

Боюсь ли я Бога? Однозначно не боюсь! Я знаю, что Он мой Отец, Который любит меня, ежесекундно заботится обо мне и защищает меня. Но именно это отсутствие страха перед Богом меня и настораживает. Сам Христос сказал: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28). Кто может и душу и тело погубить в геенне? Конечно, Бог. Значит, Бога всё же следует бояться.

Итак, Христос заповедал не бояться тех, кто может убить тело (то есть людей), но бояться Бога, Который может и тело и душу погубить в геенне. В реальности же получается с точностью до наоборот: боюсь того, что может произойти со всем физическим, но не боюсь Бога. Предполагаю, что здесь существует прямая причинно-следственная связь: я боюсь физических проблем именно потому, что не боюсь Бога. Если бы я боялся Бога, то меня перестали бы пугать проблемы физические.

Интересно, боялся ли Отца Сам Христос? С одной стороны, всю Свою земную жизнь Христос демонстрировал отсутствие страха. Помню, как Он спал в лодке во время ужасной бури на Галилейском море, в то время как Его ученики пребывали в панике (Мф.8:24-26). Он не боялся угрозы смерти со стороны царя, так как был полностью уверен в незыблемости плана Его Отца (Лк.13:31-33). Очевидно, именно единство с Отцом, Всемогущим Богом-Вседержителем, придавало Ему бесстрашие в любых обстоятельствах.

С другой стороны, разве стал бы Христос заповедовать ученикам то, чего не делал бы Сам? Я убеждён в том, что Сам Христос, Его сегодняшняя жизнь в каждом из нас абсолютно достаточна для единства с Богом сегодня и в вечности. Если бы Христос не боялся Отца, то и нам бояться Его было бы незачем. Однако, Христос заповедал нам бояться Бога, следовательно - Он Сам знал то, о чём говорил.

Думаю, что ахиллесова пята Иисуса Христа заключалась в самом источнике Его силы - в единстве с Отцом. Когда Христос молился в Гефсиманском саду незадолго до распятия, Он просил Отца "да минует Меня чаша сия" и при этом настолько сильно напрягся, что сквозь поры Его кожи сочилась кровь (Лк.22:44). Чего Он так боялся? Невозможно предположить, что Он боялся смерти, так как ранее Он выражал к ней явное презрение.

Очевидно, то, чего Он боялся, причину Его страха, следует искать в описании самого распятия. "Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46). Вот оно, случилось то, чего боялся Христос: Его единство с Отцом исчезло, Отец оставил Его. Всю Свою земную жизнь Христос определял Самого Себя через это единство с Отцом, в этом единстве была Его личная идентичность, в этом единстве была сама Его жизнь, и вот, это единство пропало.

Сегодня мы знаем, почему Отец оставил Христа. Там, на Кресте, Христос отождествил Себя с грешными людьми, и в результате их грех стал Его грехом. Понятно, что Святой Бог не может быть в том, в ком присутствует грех, и потому в тот момент Бог ушёл из души Христа. Я убеждён в том, что именно этого боялся Христос, когда молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. Он боялся разрыва с Отцом, Который есть средоточие самой Его жизни. Однако, Его повиновение Отцу, приведшему Его на Крест, и Его любовь к нам, Его стремление освободить нас от рабства греху, оказались сильнее, чем единственный страх в Его жизни.

Таким образом, страх Иисуса Христа потерять единство с Отцом и есть тот единственный страх, которому следует быть в нас. "Бояться Отца" означает бояться быть оставленным Им, ведь именно оставление нас Богом неминуемо обрекает нас на ту геенну, о которой предупреждал нас Христос. Страх потерять единство с Богом является для нас спасительным страхом, спасительным в том же самом смысле, в котором страх получить удар током удерживает нас от прикосновения к проводу под высоким напряжением.

Но как мы можем потерять единство с Богом, чего конкретно следует бояться? Сам Бог ответил на этот вопрос через пророка Иеремию: "И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня" (Иер.32:40). Бог уже заключил с нами вечный завет, Новый Завет, основанный на заместительной жертве и воскресении Иисуса Христа, и согласно этому Завету Бог по собственной инициативе никогда не отвратится от нас. Однако, инициатива отвратиться от Бога может исходить от нас, и это единственная опасность, которой следует бояться, поэтому пророк сказал: "страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня".

Христос обещал Своим ученикам вечную жизнь, обещал сохранить их от погибели: "И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Ин.10:28). Помимо этого, Христос говорит ученикам "бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10:28), вкладывая в их сердца страх, подобный Его собственному страху, чтобы они не отступали от Бога.

Автор новозаветного Послания к евреям продолжает ту же мысль Христа, вкладывая в души учеников страх отступления от Бога: "Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца" (Евр.3:12-14).

Этими и другими подобными предупреждениями Бог выполняет обещание, данное через пророка Иеремию - "страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня". Бог говорит нам слова, которые вкладывают в нас страх отступить от Него, и этими словами достигает Своей цели - сохранить нас для жизни вечной с Ним. Через пророка Исайю Бог сказал: "слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис.55:11).

Итак, есть только один вид страха, который должен быть в нас обязательно - страх отступления от Бога, страх потери единства с Ним. Имея такой страх, мы сможем избавиться от всех остальных страхов, так как наш Небесный Отец управляет всем и всеми, Его спасительный для нас план обязательно состоится и никто не сможет этому помешать .