Если Вы – владелец электровелосипеда, то вопрос о том, нужны ли на него водительские права, – актуален, как никогда. Естественно, лучше заранее позаботиться о получении прав, чтобы ездить спокойно и не бояться быть остановленным сотрудником ДПС.
Что говорит об этом Закон?
Известно, что до выхода Постановления Правительства РФ от 22 марта 2014 года за №221 в Законодательстве России не существовало какой-либо официальной характеристики электровелосипеда. С выходом Постановления электровелосипед приравняли к обычному велосипеду, но только в том случае, если он имеет «электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
Иными словами, становится ясно, что если электробайк оснащен мотором мощностью 250 Вт и меньше, то он приравнивается к велосипеду и прав на него, соответственно, не нужно.
Как правило, транспортные средства с электродвигателями мощностью до 250 Вт – маломощны, большой скорости не развивают, и на них спокойно можно ездить, не заботясь о получении прав.
Нужны ли права на электровелосипеды мощностью свыше 250 Вт?
Разумеется, в России можно встретить модели электрических велосипедов с мощностью, превышающей 250 Вт. Так, например, сегодня можно без проблем купить электровелосипед мощностью 350 Вт, 500 Вт, 1000 Вт и даже выше. Нужны ли права на управление данными транспортными средствами?
Вновь обратимся к Постановлению Правительства РФ от 22 марта 2014 года за №221, которое определяет транспорт с электродвигателем «номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт» и «максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч» как мопед. Соответственно, для управления подобными видами транспорта требуются водительские права категории М. Данная категория предусматривает право езды на мопеде.
В соответствии с законом РФ, любое транспортное средство, оснащенное электродвигателем мощностью свыше 250 Вт требует наличия прав на управления мопедом – категории М.
Однако, если электровелосипед оснащен мотором мощностью свыше 250 Вт, то вы можете иметь водительское удостоверение любой категории – A, B, C, M, если остановят сотрудники ДПС, это не принципиально.
Права на электровелосипеды мощностью свыше 4 кВт
Электробайки, мощность которых свыше 4000 Вт – это уже полноценные мотоциклы и, следовательно, требуют наличия прав категории А. В этом случае необходимо пройти соответствующее обучение в автошколе, сдать экзамены в ГИБДД, как полагается.
Как обстоят дела в реальности?
По сути, у большинства электровелосипедистов, катающихся ни один год, ни разу не случались инциденты с инспекторами ДПС. Объясняется это просто: стандартный электрический велосипед внешне мало отличается от обычного и, если соблюдать правила дорожного движения и ездить аккуратно, то лишнего внимания не привлечешь.
Но, раз существующий Закон обязывает велосипедистов-владельцев транспортных средств с мощностью двигателя свыше 250 Вт иметь права категории М, то получить их необходимо. Иначе, за нарушение данного предписания может грозить ответственность и штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей. Транспортное средство же будет перенаправлено на штрафстоянку, забрать с которой его может только человек, имеющий водительские права.