Гусеничный бульдозер 130 создан на основе машин, которые выпускались Челябинским тракторным заводом с 1969 года. Трактор является результатом глубокой модернизации модели Т 100, ведущей свою родословную от техники под маркой "Сталинец".
Устройство и технические характеристики
Завод выпускал несколько модификаций базовой машины, которые допускали установку дополнительного оборудования с гидравлическим приводом на передней или задней части. Также производился вариант трактора, оснащенный расширенной ходовой частью. Техника предназначена для работы на мягких или заболоченных грунтах. На начальном этапе эксплуатации трактор имел обиходное название С 130, хотя завод-изготовитель нигде не использовал такого обозначения.
Для передвижения машины используется гусеничная ходовая часть, соединенная с рамой трактора в 3 точках. Сочленения оснащены шарнирами, обеспечивают подвижность узлов относительно друг друга. В состав рамы входят корпуса редукторов поворота и лонжероны. Спереди детали соединены бампером, в центре установлена коробка рессоры. Натяжение гусеничных лент выполняется автоматическим приспособлением.
На бульдозерах использовались унифицированные 4-цилиндровые дизели с турбокомпрессором. Мощность двигателя бульдозера, собранного до 1981 года, составляет 130 л.с. После проведенной модернизации отдача мотора выросла до 160 л.с., но на болотоходных машинах применялся дизель, дефорсированный до 140 л.с. Для запуска использовался отдельный пусковой агрегат, включавший в себя 2-тактный бензиновый двигатель. Версии с электрическим стартером не выпускались.
Для передачи крутящего момента используется сцепление сухого трения. На машине установлена 8-скоростная коробка передач, позволяющая двигаться с минимальной скоростью 2,51 км/ч. Трансмиссия имеет 4 передачи заднего хода. На части машин установлена дополнительная замедленная передача и применен кормовой вал отбора мощности.
Читайте также:
Бульдозер получил раздельно-агрегатную гидравлическую систему, имеющую выводы на фронтальную и заднюю часть машины. Управление осуществляется оператором при помощи золотниковых распределителей, размещенных в кабине.
Рабочее место машиниста расположено в закрытой цельнометаллической кабине, оборудованной силовым каркасом. Основание крепится к шасси через демпфирующую плиту. В базовое оснащение входит жидкостный отопитель, оборудованный электрическим вентилятором. Большая площадь остекления позволяет оператору видеть гусеницы машины и участки местности непосредственно перед рабочим оборудованием.
Бульдозеры Б 130 используют в качестве базы различные модификации шасси трактора. Установка ДЗ 110 построена на основе машины 130МГ. Особенностью конструкции является жестко смонтированный отвал, который не поворачивается в продольной плоскости.
Основные технические характеристики ДЗ 110:
- длина - 5445 мм;
- ширина (по внешним кромкам отвала) - 3050 мм;
- клиренс - 415 мм;
- масса снаряженной установки - 18500 кг;
- высота подъема отвала - 1000 мм;
- толщина срезаемого слоя - 1000 мм;
- скорость движения вперед - 12,2 км/ч.
В стандартное оснащение бульдозеров входит 3-зубый рыхлитель, допускающий установку в грунт на глубину 650 мм. Приспособление имеет вес 2245 кг, установлено на кормовой части машины. Управление работой осуществляется гидравлической системой трактора. Возможно применение облегченной конструкции с 1 зубом.
Цены и аналоги техники
Выпуск базового трактора Т 130 прекратился в 1989 году, поэтому приобрести бульдозеры можно только на вторичном рынке. Стоимость техники начинается от 250 тыс. руб. За 450-600 тыс. руб. можно найти экземпляр, находящийся в хорошем техническом состоянии и с большим остаточным моторесурсом.
Аналогами являются машины моделей ТМ 10 или Б 10М, построенные на усовершенствованных гусеничных шасси. Импортные машины Caterpillar D6R обладают близкими характеристиками и комфортабельной кабиной оператора, оснащенной установкой для кондиционирования воздуха. Недостатком является цена, в 3-4 раза превышающая стоимость российских бульдозеров.
Получай больше: Культиватор УАЗ