В РАЗДЕЛЕ «СЕРВИС» НАШЕГО ЖУРНАЛА МЫ ЧАЩЕ ВСЕГО РАССКАЗЫВАЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА, СТРОИТЕЛЬНОЙ, ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ЕЕ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ. СЕГОДНЯ РЕЧЬ У НАС ПОЙДЕТ О БОЛЕЕ ГАБАРИТНЫХ МАШИНАХ, КОТОРЫЕ ТРУДЯТСЯ НА ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. НАШ СОБЕСЕДНИК — ВИКТОР СТАВИНСКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ HITACHI CONSTRUCTION MACHINERY EURASIA.
— Если сравнивать обслуживание карьерных машин и спецтехники другого назначения, каковы здесь будут главные различия и особенности?
— Карьерные машины работают практически круглосуточно — в отличие, например, от строительных, которые обычно используются в дневную смену. У всех видов современной техники, не только горнодобывающей, интервал проведения техобслуживания по регламенту составляет 250 моточасов, что соответствует интервалу замены масла в двигателе. Интенсивно эксплуатирующиеся машины, в том числе горнодобывающие, достигнут такой наработки менее чем за две недели.
Виктор Ставинский
В России горнодобывающая техника зачастую работает в четвертой и особой климатических зонах и всегда находится в режиме высокой нагрузки. Поэтому при использовании компромиссных смазочных материалов или установке неоригинальных деталей существует риск аварийной остановки оборудования. А потери от незапланированных простоев выливаются в значительно большие суммы, чем те, которые принесет экономия на расходниках. Поэтому современные эксплуатанты, будь то непосредственно недропользователь или подрядная организация, как правило, не экономят на качестве расходных материалов и регулярности обслуживания. Однако в тех отраслях, где к технике не предъявляются высокие требования по технической готовности, использование расходников от непроверенных поставщиков случается нередко.
Поскольку в горнодобывающей отрасли жизнь машины протекает более динамично, компании регулярно проводят комплекс мероприятий, направленных на предупреждение аварийных отказов, — планово-предупредительный ремонт (ППР). Существуют рекомендованные производителем интервалы замены каждого агрегата в машине. Основываясь на этих данных, персонал заказчика и дилера вместе следят за динамикой состояния, с учетом текущей наработки машины, и раз в полтора-два года готовятся к проведению ППР, в ходе которого снимаются все основные компоненты: двигатель, гидронасосы, гидромоторы, гидроцилиндры, редукторы поворота и хода и так далее. Их заменяют на новые или восстановленные либо ремонтируют. Такие ремонты связаны со значительными финансовыми затратами и достаточно сложны с точки зрения организации и логистики — поэтому собственник техники совместно с дилером приступают к подготовке за несколько месяцев, а иногда и за год, чтобы успеть приобрести все необходимые узлы и агрегаты. В таком случае плановый ремонт займет две-три недели; если же заранее ничего не было подготовлено, он может непредсказуемо затянуться.
— Насколько современная эксплуатация горных машин в России соответствует их технико-эксплуатационным характеристикам и рекомендациям производителя?
— В этом вопросе следует идти от обратного: любой продукт должен соответствовать запросам потребителя. Так и с карьерными самосвалами и экскаваторами: это характеристики машины должны удовлетворять условиям эксплуатации, а не наоборот. С другой стороны, создать идеальную машину невозможно, поэтому ограничения по применению возникают естественным образом. Об этом говорится в инструкции по эксплуатации — для того, чтобы оператор мог вести безопасную и безаварийную работу.
Здесь можно рассмотреть несколько случаев, которые мы рекомендовали бы избегать. Наверное, самый типичный пример — это выемка плохо взорванного грунта при помощи гидравлического экскаватора. Такая машина рассчитана на работу с достаточно хорошо фрагментированной породой. В ином случае снижается производительность, возрастает нагрузка на рабочее оборудование и требуется больше усилий для наполнения ковша. При этом многое зависит от навыков оператора: следствием «неудачных практик» (назовем это так) могут стать порванный ковш или погнутый гидроцилиндр. Конечно, опытный и везучий сотрудник, скорее всего, этого избежит. Но в такой лотерее лучше не участвовать.
Еще одна «классика» — замещение функций бульдозера или бутобоя (машины, предназначенной для разбивания невзорванных фрагментов) гидравлическим экскаватором. Бывают случаи, когда оператор экскаватора вынужден «избавиться» от невзорванного негабаритного фрагмента породы и начинает разбивать его ковшом или перемещать боковой стенкой ковша. Злоупотребление такими действиями приводит к трещинам на рукояти, стреле или ковше вследствие приложения нештатных нагрузок.
Третий пример — это применение экскаватора в конфигурации обратной лопаты (который предназначен для выемки грунта ниже уровня стоянки машины) для верхнего черпания. Дело в том, что сама форма стрелы и рукояти такой машины не предназначены для копания выше уровня стоянки, и поэтому при верхнем черпании возникают «непредусмотренные» напряжения, которые потенциально могут привести к возникновению трещин.
Описанные выше примеры — это единичные случаи, которые у нас встречаются не очень часто. Из наблюдений за работой и общения с клиентами мы делаем вывод, что рекомендации производителя, доносимые через инструкции, в основном соблюдаются.
А вот что мы хотели бы увидеть среди отечественных клиентов как можно скорее, но пока почти не наблюдаем, так это ежесменный осмотр техники оператором согласно заводским картам. Вместе с каждым карьерным самосвалом и экскаватором Hitachi в комплекте документации поставляется карта и бланк ежесменного осмотра. В ходе него оператор заполняет формуляр с информацией о техническом состоянии машины и передает его в службу эксплуатации. Такие меры позволяют быстро выявить возникновение течи или трещины и устранить неполадку. Еще один «побочный» положительный эффект: при постоянном осмотре оператор лучше изучает свою машину и способен выявить малейшие изменения в ее состоянии.
Есть еще одна достаточно полезная практика, которую клиенты в России соблюдают далеко не повсеместно, — регулярный анализ масел. В основном на сегодняшний день анализ масла делается по факту отказа, чтобы определить причины выхода из строя. В то время как при постоянном мониторинге проб можно эффективно наблюдать за состоянием агрегата и прогнозировать его замену. Также, контролируя состояние масла в агрегате, можно производить его замену не по усредненному интервалу, а в зависимости от состояния. Поэтому регулярный анализ масла помимо точного понимания текущего состояния дает еще и положительный экономический отклик.
— Как вы оцениваете квалификацию российских операторов горных машин? Какую роль здесь играет обучение персонала, а какую — личные привычки?
— Мы не раз слышали от клиентов, что имеет место нехватка квалифицированных кадров. Наверное, это следует связывать с тем, что за последние годы горнодобывающая индустрия не только в России, но и в целом в мире выросла: появились новые предприятия, старые увеличили добычу. Например, добыча на Солнцевском угольном разрезе на Сахалине за последние пять лет выросла практически вдвое — соответственно, расширился и парк техники, который требует правильной эксплуатации.
Уровень квалификации операторов растет по мере увеличения стажа. Они понимают, что необходимо грамотное управление высокотехнологичной и дорогой машиной, поэтому проходят инструктажи и учатся у более опытных машинистов.
Личные привычки оператора, которые мешают ему более эффективно работать, возникают в процессе неправильного обучения. Самый простой вариант изменить это — «институт наставничества», когда к опытному экипажу подключается начинающий специалист. Благодаря такому взаимодействию у него появляются необходимые навыки.
— Насколько сегодня в процесс обучения и переподготовки вовлечены инженерно-технические работники добывающих предприятий?
— Чтобы не допустить ошибок при обслуживании и ремонте горной машины, мы рекомендуем предприятиям доверять такую работу сотрудникам официального дилера, которые регулярно проходят профессиональное обучение. Для проведения обучения мы привлекаем и свой тренерский состав, в том числе привозим специалистов из-за рубежа. Если нужно провести узконаправленные курсы (такие, к примеру, как устранение неисправностей на электроприводе самосвала или методы восстановления металлоконструкций), то мы можем отправить механиков, электриков, сварщиков и других инженерно-технических работников дилера на заводы Hitachi в Японии и Канаде, где есть обучающие центры.
— Как можно оценить соблюдение графиков эксплуатации и ремонта техники добывающими компаниями?
— К сожалению, когда приходят сложные времена (к примеру, как сейчас, когда цена на уголь далеко не самая высокая), предприятиям приходится экономить, в том числе на обслуживании техники. Но в добывающих компаниях понимают, что эффективно работающая машина оперативно окупает все затраты на техобслуживание и продолжает приносить прибыль, поэтому стараются проводить обслуживание вовремя.
У нас есть пример, прекрасно иллюстрирующий разницу между превентивным типом обслуживания и обслуживанием по факту отказа. Мы наблюдаем за работой двух экскаваторов Hitachi EX3600, которые с разницей в один месяц были запущены в эксплуатацию на разных предприятиях в 2013 году. На одном обслуживание машины проводилось только превентивным образом, а на другом — по факту аварийной остановки. В первом случае экскаватор за семь лет интенсивной эксплуатации наработал на пять тысяч моточасов больше — это восемь месяцев работы. При умножении этого периода на средний суточный план по добыче получается весьма внушительная величина. Поэтому совместно с нашими дилерами мы проводим различные программы по поддержке клиентов — горнодобывающих предприятий. Это и восстановление агрегатов на базе ремонтных цехов в Новокузнецке и Караганде, и целевые программы поддержки клиентов по проведению капитальных ремонтов. То есть делаем все возможное для того, чтобы заказчики не переходили на «аварийщину».
— Актуален ли при ремонте или техобслуживании горных машин вопрос использования более дешевых аналогов запчастей вместо оригинальных?
— Наверное, нет отрасли, где бы не встречались аналоги запчастей или контрафактная продукция. Мы всегда предупреждаем своих клиентов, что совершенно не желательна установка компромиссной детали, так как ее качество под большим сомнением, а значит, появляется риск поломки оборудования.
Кроме того, есть заводская гарантия. При отказе оригинальной запчасти, купленной у официального дилера, клиент всегда получает нашу поддержку. Как правило, «серые» поставщики, а также производители «копий» в таких случаях «умывают руки», и клиент остается один со своей бедой.
Мы видим, что для современных добывающих компаний установка аналогов ответственных агрегатов, от которых зависит работа всей машины (узлы гидравлической системы, двигатель, редукторы), это своего рода табу — как и ремонт с использованием неоригинальных деталей.
— Насколько системы электронного мониторинга и другие «умные» системы, обеспечивающие оптимальный режим работ (и, соответственно, минимизацию расходов на обслуживание), используются в горнодобывающей отрасли? И, напротив, насколько еще велик в стране парк горных машин «вчерашнего дня»?
— Горнодобывающая техника достаточно дорогая, поэтому недропользователи относятся к ней бережно и понимают, что лучше контролировать ее состояние, чем «вслепую» работать до отказа. Сегодня сложно представить предприятие, на котором не внедрена система диспетчеризации парка техники. Очень удобна, к примеру, автоматизированная система управления горнотранспортным комплексом Wenco. Она объединяет все машины компании в интерактивную сеть, показывает их местоположение и маршрут, а также помогает составлять отчет: какой объем породы отгружен, были ли плановые или аварийные простои машины и так далее. Таким образом, диспетчеру и руководству доступна подробная аналитика о работе всего парка техники.
Помимо этого, все карьерные машины Hitachi, которые мы поставили на российские предприятия за последние три года, оснащены сервисом ConSite — инструментом для мониторинга, сравнения и анализа данных об эксплуатации техники. Благодаря ему недропользователь ежемесячно получает отчет о состоянии каждой единицы техники Hitachi из его парка и различные рекомендации по эксплуатации. Еще одна полезная функция ConSite — контроль неожиданного выхода спецтехники из строя. При срабатывании аварийного сигнала машины и возникновении неисправностей, требующих экстренного вмешательства во избежание простоя, система формирует и отправляет владельцу аварийный отчет. В нем указана ключевая информация — такая как местоположение техники, наименование неисправности и прочая. Одновременно с клиентом отчет получают и сотрудники сервиса нашего дилера — но уже с рекомендациями по устранению неполадок.
Современная машина должна быть высокотехнологичной, оборудованной системой самодиагностики. Сложно сказать, насколько велик в стране парк горных машин «вчерашнего дня». Если говорить горнодобывающей технике Hitachi, то большая часть работающего сегодня парка — это экскаваторы серий EX-6 и EX-7, а также самосвалы поколения ACII. Эти машины оснащены передовыми системами бортовых контроллеров, которые в режиме реального времени способны передавать на диспетчерский пульт телематические данные объемом свыше 100 различных сигналов.
— Пожалуйста, расскажите об особенностях сервисного обслуживания горных машин, приобретенных на вторичном рынке.
— Новый хозяин оборудования также будет стремиться к тому, чтобы машина обладала высоким коэффициентом технической готовности. Будет надежнее, если он поручит ее обслуживание профессионалам со стороны дилера. Если за машиной хорошо следили, ТО проводил официальный дилер, и она просто из одних рук перейдет в другие, то никаких особенностей техобслуживания нет. Если же история ее эксплуатации не известна, дилер конечно, возьмется за ее обслуживание, но велика вероятность, что эксплуатация будет начата с неприятных сюрпризов. Во избежание этого перед запуском в работу рекомендуется провести детальный мониторинг машины и выявить слабые места, чтобы впоследствии их устранить.
— Что включает в себя современный контракт на полный сервис, заключаемый при покупке техники? Кто будет заниматься его реализацией (производитель или местный дилер), на какое время он рассчитан, какие важные нюансы содержит это соглашение? Пожалуйста, расскажите обо всем этом подробно.
— Наши официальные дилеры могут предложить контракт на полное обслуживание. Такой договор подразумевает постоянное присутствие сервисного персонала дилера на территории месторождения: супервайзера, складских рабочих, механиков достаточно высокой квалификации с хорошими диагностическими навыками, электриков, сварщиков, а также персонала, занимающегося планированием обслуживания и учетом устранения неисправностей. Сотрудники дилера оснащены всем необходимым для работы: средствами индивидуальной защиты, инструментами, сварочным оборудованием, передвижной авторемонтной мастерской и так далее. Такой вид договора подразумевает полную ответственность перед клиентом за техническое состояние машины. Поэтому дилер и клиент детально прорабатывают наиболее важную составляющую — склад запасных частей на объекте: его размер в финансовом эквиваленте, наполнение с учетом работающего парка техники и требуемой готовности машин, условия выкупа и прочее. Договор, как и большинство сервисных контрактов, заключается на один год с возможностью пролонгации.
— Чаще всего горнодобывающие предприятия ведут работу вдали от больших городов. Таким образом, выезд специалистов по сервису или доставка крупногабаритных запчастей и агрегатов для техники связаны с определенными сложностями. Каким образом решаются задачи, связанные с логистикой?
— Чем дальше предприятие удалено от крупных городов, тем более внимательно на нем относятся к планированию работы, запасу запчастей и горюче-смазочных материалов на складе. На объекте, как правило, организовано хранилище топлива. При подготовке к техобслуживанию следует учитывать сроки поставок деталей, а также прочие логистические нюансы и заказывать узлы и агрегаты заблаговременно.
Есть предприятия на севере Дальнего Востока и Сибири, на которые крупногабаритные агрегаты можно доставлять только летом или зимой по реке, в межсезонье логистика замирает. Они, как правило, предусмотрительно поддерживают свои запасы. Чтобы сократить время поставки деталей, официальный дилер карьерной техники Hitachi Construction Machinery в России компания Minetech Machinery работает над расширением филиальной сети, особенно в холодных областях нашей страны.
С оперативным выездом специалистов по сервису проблем нет. Обычно это занимает один-два дня. Но нужно помнить, что есть и очень удаленные предприятия, например, на Чукотке, куда сотрудник компании-дилера будет ехать около недели.