Найти в Дзене
Деловая Колбаса

Как дать отпор обидчику словами и сохранить достоинство

Оглавление

Случайная встреча с хамом способна испортить настроение надолго. Но что делать, если с грубияном приходится общаться постоянно, например, с коллегой или родственником? Ответить ему тем же – не лучшая идея, так как подобная реакция только раздует конфликт. Здесь встает вопрос: как дать отпор обидчику, остаться победителем и держать ситуацию под контролем?

Почему люди хамят

Хам – это трус, закомплексованный человек, которому в силу стечения обстоятельств удалось получить власть над другими.

Психологи называют следующие причины, почему человек хамит:

  • Усталость, потребность избавиться от напряжения. Если грубиян рос в семье, где резкие высказывания при плохом настроении являлись нормой, то он и сам будет так себя вести. Часто после всплеска агрессии такие люди чувствуют вину. Не отвечайте выпадом на выпад, иначе вина исчезнет и хам сделает вывод, что его поведение действительно является чем-то нормальным.
  • Стремление самоутвердиться и поднять самооценку за счет другого. В большинстве случаев они пользуются хоть какой-то властью, которая дает уверенность, что грубость сойдет им с рук.
  • Желание заявить о своем существовании. Если родители не замечали успехи ребенка, то он начинал привлекать их внимание негативными словами и поступками. Привычка получать внимание, используя агрессию, укоренилась и перешла во взрослую жизнь.

Виды хамства

Интересует, как дать отпор обидчику? Чтобы выбрать способ защиты, нужно понять, с каким типом хамства мы столкнулись. Психологи называют следующие виды:

  • Детское. Родители не ценили ребенка и его мнение, постоянно закрывали ему рот. Ребенок вырос, но сохранил выработанную модель поведения – самоутверждаться посредством грубости.
  • Аффективное. Характеризуется низкой самооценкой грубияна. Если ему кажется, что его унижают, происходит взрыв. В какой-то мере агрессия контролируется на сознательном уровне.
  • Рефлексивное. Злость обусловлена стереотипным восприятием группы людей. Например, человек имел негативный опыт общения с полицией и теперь при одном виде полицейского в нем закипает злость.
  • Имиджевое. Хам сознательно ведет себя грубо, чтобы стать частью группы, где подобное поведение является нормой.
  • Специфическое. Представители низов общества хамят, чтобы защититься от осуждения окружающих, защитить ту жизнь, которую ведут.
  • Кастовое. Богатые и властные люди считают себя вправе хамить.
  • Диффузное. Проявляется в государствах с резким контрастом очень богатых и очень бедных слоев общества. Низы пытаются грубостью хоть как-то компенсировать свое положение.
  • Консервативное. Обуславливается фанатизмом и ограниченным сознанием

Как дать отпор обидчику, или как вести себя с хамами

В первую очередь оцените обстоятельства, в которых находитесь, и только после этого решайте, как поставить на место человека, который оскорбляет вас. Своими действиями вы не должны усугубить ситуацию.

Психологи советуют в общении с грубиянами применять следующие методы:

  • Игнорируйте выпады, будьте спокойны. Продемонстрируйте, что ситуация, в которой вы оказались, ниже вас. Задумывайтесь только над тем, что сказано по существу. Важно отличать спокойствие от молчаливого терпения. Покажите, что злые слова вас не трогают.
  • Улыбайтесь в ответ на хамство. Нужна именно улыбка, а не насмешка. К улыбающемуся человеку сложно испытывать негатив. Поняв, что вас не получится спровоцировать, грубиян потеряет интерес и отстанет.
  • Используйте эффект зеркала. Примером с решением может стать следующая ситуация: вы отлично выполняете свою работу, но начальник постоянно прилюдно критикует вас. В ответ также прилюдно попросите его показать, как правильно это сделать. Когда недовольный руководитель столкнется с теми же проблемами, с какими столкнулись вы, он перестанет вас донимать, по крайней мере по данному вопросу.
  • Размышляете, как дать отпор обидчику? Соглашайтесь слегка шутливым тоном с тем, что говорит агрессор. Таким образом вы сохраните достоинство, а задира не получит желаемого – бурю эмоций в ответ на свой выпад.
  • Не опускайтесь на уровень грубияна. Пусть он использует мат, а вы не используйте. Покажите ему отличный самоконтроль. Можно применить метод, при котором собеседник вынужден будет постоянно говорить «да». Пример ситуации: начальник на работе заваливает вас поручениями. Спросите, входит ли это в ваши обязанности. Потом спросите, доплатят ли вам за выполнение того, что в ваши обязанности не входит.
  • Хладнокровно, тихим голосом спросите хама, по какой причине он считает, что вправе себя так с вами вести, кто ему данное право предоставил. Лучше, если вопрос будет задан прилюдно. В большинстве случаев ответ на этот вопрос не найдется.
  • Не забывайте о достоинстве. Будьте сдержанны, сохраняйте контроль. При этом не стесняйтесь отражать нападения словами. Помните, что опуститься на уровень оппонента и начать использовать мат и грубые фразы чревато переходом конфликта на физический уровень. В таком случае без правоохранительных органов не обойдется.

Теперь вы знаете, как дать отпор обидчику и постоять за себя. Главное, не забывайте о достоинстве и самоконтроле. Не опускайтесь до уровня хама, и он быстро потеряет к вам интерес.