Lada Gorbi — прототип от Луиджи Колани, сделанный в единственном экземпляре. Под непривычным кодом ВАЗ-2801 скрывается не вполне обычный, но и не революционный внешне ВАЗ-2102. Да, у него отсутствуют задние боковые двери, а вместо остекления задней полусферы салона — стенка, но в целом — вполне узнаваемый облик. Тогда почему же этот проект получил отдельный индекс ВАЗ-2801? Все дело в том, что технически этот автомобиль серьезно отличался от серийной «двушки». У машины отсутствовала коробка передач, сцепление, топливный бак и… двигатель внутреннего сгорания. Это был электромобиль, но уже второй генерации.
Первая же опытная партия вазовских электрокаров была готова уже в конце 70-х. Подтверждает этот факт репортаж советского телевидения, в котором сообщалось, что эти электромобили будут использоваться на Олимпиаде 1980 года. Отмечалось, что емкости батареи хватит на 85 км при скорости около 60 км/ч. Под капотом прототипа скрывался электромотор мощностью 12 кВт (16 л.с.). Над проектом работали не только инженеры ВАЗа, но и ученые специалисты некоего объединения
В 1980–1981 годах была выпущена опытно-промышленная партия (47 экземпляров) Максимальная скорость электромобиля составляла 87 км/ч, а грузоподъемность фургона — 320 кг.
Вообще удивительно, как ВАЗ-2106 «Турист» смог воплотиться в металле. Тем не менее облик пикапа вышел весьма симпатичным. Эгоистичности прототипу добавлял модный и редкий в то время цвет «серебристый металлик». Своеобразно выглядит абсолютно серийное заднее стекло — для изготовления машины приходилось использовать уже имеющиеся ресурсы.
Проект спортивной машины на базе гражданской «десятки» начался в гараже. Никита Матюхин — бывший сотрудник дизайн-центра ВАЗа, в 90-х ушедший в свободное плавание и занимавшийся изготовлением аэродинамических обвесов — по старым каналам получил заказ на разработку обвеса для будущей спортивной «десятки». Машину пригнали в гараж, где и началась работа.
Готовый кузов с навешенными деталями отвезли на «Мега-Ладу» для покраски, установки агрегатов, интерьера и подготовки к автосалону. Готовый проект решили назвать «Желтой акулой». На все работы с нуля ушло всего два месяца, машину показали на выставке и получили пусть не восторженные, но одобрительные отзывы. Желтый седан стал прототипом для мелкосерийного ВАЗ-21106.
Из прототипа на «Мега-Ладе» сделали концепт «Желтая акула». Со временем из него выросла заряженная «десятка» ВАЗ-21106 Под индексом ВАЗ-21106 скрывались разные версии «десятки». Самая редкая и необычная из них — с кузовом купе. Но отличия были не только в двухдверном кузове, расширенных колесных арках и специальном обвесе. Таких «десяток» выпустили всего 150 экземпляров. Впрочем, наряду с купе существовал и вполне обычный на первый взгляд седан, хотя на самом деле он также заметно отличался от стандартной модификации тем же пакетом доработок.
«Десятка»-купе на самом деле больше, чем просто «десятка»
Изначально под капотом ВАЗ-21106 скрывался 2,0-литровый двигатель Opel C20XE (150 л.с. и 198 Нм) с системой управления Bosch Motronic M2.8 и коваными поршнями, в паре с ним работала опелевская же МКПП, а в конструкцию автомобиля интегрировали подрамник и задний стабилизатор поперечной устойчивости. Кроме того, в сравнении с обычной «десяткой» колея модели 21106 была расширена на 76 мм. Наличие кондиционера, подогрева передних сидений и гидроусилителя ZF в российском автомобиле в то время было поводом для гордости. Позже мотор заменили на C20SE мощностью в 136 л.с., который считался значительно менее удачным, чем первый агрегат.
«Гном» — вазовский прототип малолитражки, так и не превратившийся в серийный вариант
«Гном» задумывался отнюдь не как шоу-кар, а как вполне реальный автомобиль, чье производство планировалось наладить серийно тиражом 10 тысяч экземпляров в год. Но в силу экономических и технических сложностей он так и остался лишь опытным образцом.
Наряду с обычным вариантом были разработаны прототипы с электродвигателем, а также пикап с увеличенным клиренсом — Лада «Эльф»
ВАЗ «Бора» — единственная машина, сделанная в первую очередь для внешнего рынка
В 1992-м было составлено техническое задание, а к 1995 году изготовили окончательный вариант предсерийного автомобиля, но были ли серийные версии — доподлинно неизвестно. Ездовой прототип испытывали в пустынях ОАЭ. Предполагалось, что внезаводское производство «Боры» и последующие поставки в азиатские страны достигнут 5000 штук в год, но проект не получил развития, так и оставшись случайным гостем в модельном ряду ВАЗа.
Серийное же воплощение минивэна из Тольятти оказалось куда более прозаичным. В 1998 году появилась вазовская «Надежда» — однообъемник, созданный на платформе 5-дверной «Нивы». ВАЗ-2120 располагал постоянным полным приводом, понижающей передачей и механической блокировкой центрального дифференциала. Удивительно, что на автомобили устанавливали и диковинный на тот момент для российского рынка гидроусилитель руля ZF.
Выпускали машину на мощностях опытно-промышленного производства (ОПП). Сначала на выбор предлагалось два мотора — карбюраторный рабочим объемом 1,8 л либо с распределенным впрыском топлива (1,7 л). Позже в производстве остались только автомобили с карбюраторными двигателями. Последняя версия стоила $6500, а за доплату в $2400 можно было рассчитывать на «эксклюзивную» модификацию с импортными шинами на легкосплавных дисках, «кенгурятниками» и дополнительными порогами.