Найти в Дзене
Арсений Лапшин

История отечественного автопрома.АвтоВАЗ — Жигули и Лады (до ВАЗ-2107)-Класика

Жигули — наверное самое первое слово, которое появляется в мыслях при словах о родном автопроме. История этого семейства автомобилей насчитывает около 30 лет. Лично для меня настоящие жигули — это модель от копейки (ВАЗ-2101) до ВАЗ-2115, а дальше уже идут калины, приоры и тд., но о них мы поговорим позже.
Как ни странно, жигулями называют семейство автомобилей до ВАЗ-2107, который прекратили выпускать в 2012 году.
Итак, перейдем к истории. после анализа 54 площадок выбор пал на Тольятти, где с 1967 до 1969 года построился завод, а с главой ФИАТа был подписан договор о производстве, сначала при помощи проверенных иностранных специалистов, а затем и самостоятельно (1966 г.). И вот, 19 апреля 1970 года с завода вышли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Но ФИАТ-124, бывший образцом под ВАЗы, все-таки был незначительно изменен. Внешне ВАЗ-2101 отличался от ФИАТа лишь более массивными клыками бамперов, утопленными ручками дверей и, разумеется, эмблемами. Но по начинке советский автомобиль был во многом другим. Двигатель, распредвал, тормозные диски и многие другие части были переделаны под наш суровый быт.

а вот и ФИАТ
а вот и ФИАТ
классический вариант копейки (реставрация)
классический вариант копейки (реставрация)
ВАЗ-2102
ВАЗ-2102

Соглашение с ФИАТом определяло выпуск 3 моделей, а их доработки появились позднее, — ВАЗ-2101 (1970 — 88 годы), ВАЗ-2102 (та же копейка, но кузов универсал, иногда под именем 1971 — 85 годы) и ВАЗ-2103 (предполагалось, что это — авто класса люкс. 1972 -84 годы). В 70-ые модели ВАЗа были вполне конкурентно способными за рубежом, дешевле ФИАТа, но не хуже в начинке. Тогда машина была почти совершенством.

ВАЗ-2103 (скопиравана с Fiat 124 Speciale + Fiat 125)
ВАЗ-2103 (скопиравана с Fiat 124 Speciale + Fiat 125)

Бытует мнение, что название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года. Однако, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, название «Жигули», предложенное конструктором А. М. Чёрным, было утверждено директором завода В. Н. Поляковым ещё в начале 1967 года. Тогда же оно было предложено компании FIAT для разработки декоративной надписи для задней панели кузова.

В народе к ВАЗ-2101 в разное время «приклеились» два прозвища: сначала — «единичка», а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — «копейка».

Характеристики ВАЗ-2101:
Класс: Малый первой группы

Тип кузова: 4‑дверный седан (5‑мест.)
Платформа: Fiat 124
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2

Двигатели:ВАЗ-2101, ВАЗ-21011

Трансмиссия: 4-ступ.

Массово-габаритные:
Длина: 4073 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1382 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1305 мм
Колея передняя: 1349 мм
Масса: 955 кг

-5

Характеристики ВАЗ-2103

Класс: малый II группы

Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: ВАЗ-2101
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2

Двигатели:
ВАЗ-2103
ВАЗ-21011
ВАЗ-2101
Трансмиссия: Механическая 4-ступ.

Массово-габаритные:
Длина: 4116 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 965 кг

Раллийный ваз-2103
Раллийный ваз-2103

После неплохого старта было несколько моделей, по сути своей, являющихся рестайлингами и модификациями ВАЗ-2103 и друг друга. Например:
ВАЗ-21031 — 1975, предшественница модели ВАЗ-2106, мелкосерийная с двигателем ВАЗ-2106.
ВАЗ-21032 — 1973—1981, для экспорта в страны с левосторонним движением.
ВАЗ-21033 — 1977—1983, с двигателем ВАЗ-21011.
ВАЗ-21035 — 1973—1981, экспортная с двигателем ВАЗ-2101.

Далее появился ВАЗ-2105. Модель стала родоначальницей второго поколения вазовской «классики», и разрабатывалась путём серьёзной модернизации ранее выпускаемых моделей в рамках «второго» поколения автомобилей ВАЗа как замена первенца ВАЗ-2101 «Жигули», в свою очередь созданного на базе Fiat 124. При полном сохранении каркаса и технологии изготовления кузова, его внешние панели заметно изменились, придав модные в тот момент «угловатые» формы. Хромированные декоративные детали уступили место матовым чёрным, сделанным из пластика или окрашенного металла. Алюминиевые бамперы с резиновым буфером проектировались с расчётом на установку гидравлических демпферов по американским стандартам безопасности.

Характеристики ВАЗ-2105:

Класс: B-класс

Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: Fiat 124
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная

Двигатели:
ВАЗ-2101 — 1,2 л, карбюратор, 64 л. с.
ВАЗ-2105 — 1,3 л, карбюратор, 69 л. с.
ВАЗ-2103 — 1,45 л, карбюратор, 77 л. с.
ВАЗ-2104 — 1,5 л, центр. впрыск, 72 л. с.
ВАЗ-21067 — 1,6 л, распр. впрыск, 80 л. с.
ВАЗ(БТМ)-341 — 1,52 л, дизель, 50 л. с.
ВАЗ-4132 — РПД, 1,654 л, 140 л. с.

Трансмиссия: механическая 4-ступ., механическая 5-ступ.

Массово-габаритные:
Длина: 4128 мм
Ширина: 1620 мм
Высота: 1446 мм
Клиренс: 170 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 995 кг

Динамические:
Разгон до 100 км/ч: 17–20 с
Макс. скорость: 142–150 км/ч

-7

Стоит заметить, с этой модели ВАЗы стали называть и LADAми. После шли очередные модификации, разобраться в порядке которых трудно, многие выпускались одновременно и были на столько одинаковы, что их упоминание лишь увеличит размер рассказа, а их важность совершенно незначительна, так что упомянем самые заметные: ВИС-2345 — пикап полурамной конструкции на базе ВАЗ-21053 и 21054, производился фирмой ОАО ВАЗИНТЕРСЕРВИС с 1995 по 2006 год.

-8
LADA 2105 ВФТС
LADA 2105 ВФТС
LADA 2105 VIHUR
LADA 2105 VIHUR

— спортивные версии, последняя — специально для ралли.

Переходим далее — ВАЗ-2106 — рестайлинг ВАЗ-2103, внешне заметны мелкие отличия. (с 1976 по 2006 годы)

Характеристики ВАЗ-2106:

Класс: Малый III группы

Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: ВАЗ-2101
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2

Двигатели:ВАЗ-2106, ВАЗ-2103, ВАЗ-21011

Трансмиссия: механическая 4-ступ., механическая 5-ступ.

Массово-габаритные:
Длина: 4166 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1321 мм
Колея передняя: 1365 мм
Масса: 980 кг
Полная масса: 1045 кг

ВАЗ-2106
ВАЗ-2106

Lada 2107 (ВАЗ-2107) — седан. Рестайлинг модели ВАЗ-2105. (с 1982 по 2012 годы)

Характеристики ВАЗ-2107:

Класс: Малый II группы

Тип(ы) кузова: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа: Fiat 124
Компоновка: переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула: 4 × 2

Двигатели: 1,5 L ВАЗ-2103, 1,6 L ВАЗ-2106

Трансмиссия: 4- или 5-ст. МКПП

Массово-габаритные:
Длина: 4145 мм
Ширина: 1611 мм
Высота: 1440 мм
Клиренс: 175 мм
Колёсная база: 2424 мм
Колея задняя: 1305 мм
Колея передняя: 1349 мм
Масса: 1049 кг
Полная масса: 1449 кг

ВАЗ-2107
ВАЗ-2107

Но мы пропустили одну модель — ВАЗ-2104 — универсал на базе ВАЗ-2105/2107.

-13

Ближе к девяностым стало появляться куда больше иномарок, являвшихся во всех смыслах лучше жигулей, вскоре ВАЗы стали считаться худшими машинами для низших слоев населения. Тут отлично подойдет обратная версия поговорки — "из князи — в грязи"…
На этой ноте я закончу свой первый рассказ в моем блоге, первую часть огромной истории, ждите продолжения, спасибо за просмотр!

Авто
5,66 млн интересуются