Найти тему
deletant

Фюзеляж прототипа "НУЛЁВКИ" самолета ТУ-144.

Прежде, чем запустить какое-либо изделие в производство, оно проходит целую стадию разработки и испытаний. А если это самый первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, то здесь при сдаче в производство невозможно перечислить всего, чему подвергается конструкция самолета на стадии разработки, испытаний и доводки до рабочего образца. Сразу хочу предупредить, что я небольшой знаток авиации и не стоит меня судить строго. Так получилось, что с посещения в прошлом году авиасалона МАКС-2019 я познакомился с очень интересными людьми, причастными к авиации. В первую очередь мой интерес подогрела весть о том, что на въезде в город Жуковский будет установлен последний лёный Ту-144ЛЛ, бортовой номер RA-77114. Идея установки Ту-144 в качестве памятника в Жуковском появилась в 2014 году. Подобрано отличное место на въезде в город на пересечении улицы Туполева и Туполевского шоссе. Мне даже повезло побывать на месте установки на стадии проведения заключительных работ. Если освещение этого вопроса вызовет интерес, то я могу об этом рассказать в отдельном посту. А так же в прошлом году мне повезло побывать в салоне самого самолета и даже в кабине пилотов, но это тоже заслуживает отдельного разговора. Пора бы нам уже вернуться к основной теме нашего с вами разговора. Собирая по крупицам материалы из различных источников по уцелевшим самолетам ТУ-144 я случайным образом наткнулся на запись, датируемую началом 2018 года о том, что на закрытой от посторонних глаз территории ЦАГИ любители исторических артефактов авиации осенью 2017-го обнаружили кусок фюзеляжа самолёта.

На тот момент момент он использовался в качестве складского помещения для размещения всевозможного рода хлама. Стеллажи с канистрами и старыми покрышками размещались по обе стороны борта. Благая весть о столь удивительной находке сражу же разлетелась среди заинтересованной публики, в том числе и волонтеров музея авиации в Монино. Они даже взяли этот вопрос под свой контроль. Даже велись неофициальные переговоры о равнозначном обмене на небольшой кунг, который можно было тоже использовать в замен фюзеляжа в качестве бытовки. На сколько далеко они зашли, я не осведомлен. Но могу заявить официально, что сейчас внутри царит полнейший порядок. Внутри убран весь хлам.

-2

Руководство АТП ЦАГИ не владеет информацией по этой металлоконструкции. Разумеется, что ещё совсем недавно всё это было покрыто грифом "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО". Остатки фюзеляжа чуть было не отправились на списание в ближайший пункт приема цветного металлолома. Но ко всеобщему удовлетворению они оказались истинными патриотами уважающими свою историю. Ладно этот небольшой фрагмент фюзеляжа. В декабре 2005 самолет 77115 в полной комплектации (без ВСУ) был продан для разделки на металлолом. Когда уже были отрезаны капоты на двух двигателях, работу остановили. Сейчас установлен в Жуковске на постаменте. Его в буквальном смысле пришлось выкупать у металлистов. Так же повезло и этому экземпляру. Подергав за нужные рычаги и ниточки, всеми правдами и неправдами нашему экипажу было разрешено зафиксировать состояние интересующего нас объекта по состоянию на начало лета 2020 года. Только только начали вступать послабления о всеобщей пандемии. Электронные пропуска отменили, перемещаться на машине стало проще. И так мы на месте.

-3

Мне дали полную свободу действий, даже не намекали, чтобы я особо не увлекался. Моей персоне итак было уделено слишком много служебного времени. Я если честно немного впал в ступор, хотя и представлял, что я увижу. К сожалению из-за того, что фюзеляж пришлось переместить в другое место, мне не удалось сделать кадр прямо в его торец. Очень уж ограниченное было место для выбора нужного ракурса. Корпус имеет характерную каплевидную форму, которую оттачивали множественными испытаниями в аэродинамической трубе. Кстати в павильоне большой аэродинамической трубы Т-101 сохранилась одна из первых деревянных моделей. Надо попробовать сфотографировать ее на ДОД, если получится выбить аккредитацию.

-4

Первым делом с камерой наперевес забираюсь во внутреннее пространство. Как я и говорил ранее здесь царит полный порядок. Жалко конечно, что фюзеляж установлен прямо на землю, но материалы из которого он изготовлен от этого не пострадали. На что обратить внимание я даже и не знаю. Сделал пару кадров по обеим бортам.

-5
-6

Ежели честно, то я и не знал на чём нужно было сконцентрировать своё внимание. Сфотографировал массивный открытый люк. на этом снимке отчетливо видны чуть ли не самые важные нововведения в конструкции строения корпуса фюзеляжа. Здесь впервые стали применяться цельнофрезерованные алюминиевые панели в которых размещены иллюминаторы и служащие для усиления жесткости всей несущей конструкции.

-7
-8

Стоит упомянуть о том, что этот фрагмент фюзеляжа является частью корпуса прототипа (нулевки), который использовался в качестве стенда для прочностных статических испытаний, например на влияние избыточного внутреннего давления. В связи с этим я попытался найти хоть что-либо об этом свидетельствующее. Так вот в средней части я обнаружил остатки измерительной аппаратуры. Более конкретно сказать ничего не могу. Если есть среди читающих есть специалисты в этой отрасли, то прошу пояснить, что это конкретно.

-9
-10

А так же заострил внимание на разнице внешнего вида иллюминаторов. Некоторые проёмы были пусты. Скорее всего кто-то скрутил себе на сувениры. Другие прикрыты глухими я бы сказал стандартными заглушками.

-11

А вот третьи были черного цвета. Теперь жалею что их не потрогал на ощупь и не знаю из какого материала они сделаны. Явно что они использовались для проведения каких-то измерений.

-12

Снаружи они выглядят вот таким образом. Явно что они абсолютно чужеродные чисто для научных, а не практических целей.

-13

Я уже было стал садиться в машину и через открытое окно мой взгляд зацепился за нехарактерный узор снаружи изучаемого нами экземпляра.

-14

Пришлось расчехлять аппаратуру и извиняться за очередную задержку. И это было поверьте сделано не зря. В этом месте имели выход ответные элементы датчиков, которые производили все замеры по обоим бортам самолета.

-15
-16

Заодно запечатлел повреждения корпуса. Одно из которых было нанесено видимо при проведении такелажных работ или во время перемещения его по территории.

-17

А вот второй явно представляет из себя боевое ранение от газового резака металлистов, хотя может это были своего рода тепловые и прочностные испытания корпуса. Размер реза небольшой и он довольно аккуратный, не наносящий вреда прочности каркаса жесткости.

-18

В заключении небольшой статьи хочу заострить внимание на некоторых изменениях, которые были внесены в конструкцию планера со временем его доработки. На первом летном экземпляре отсутствовало так называемые переднее горизонтальное оперение, сокращённо ПГО для того что бы самолет был более стабилен на взлете и посадке.

-19
-20

Сам планер в ходе испытаний тоже претерпел сильные изменения. Поверхность крыла была сильно переработана х оде испытаний, был увеличен ее размер, а гондолы подвеса двигателей были разнесены от центра фюзеляжа, чтобы он не подвергался сильному нагреву и шасси стали убираться в нишу между двигателями, а не в крыло как это было запроектировано изначально.

-21

О дальнейшей судьбе этого уникального в своём роде экспоната мы можем только догадывается. Остается надежда, что он займёт достойное место среди экспонатов музея ВВС в Монино. А вот о его истории есть небольшой шанс узнать у Юдина Владимира Григорьевича, который в настоящее время курирует вопросы по аэродинамике сверхзвуковых самолетов в ЦАГИ и занимается разработкой СПС2 ТУ-244.

PS просматривая видеоматериалы про ТУ-144, в одном из сюжетов увидел знакомый силуэт, но это точно не наш экземпляр

-22

по таймлайну эта картинка видна на 30:02 минута

Получил официальную отписку от администрации города Жуковский.

-23

На сколько смог выяснить вопрос о передаче фюзеляжа в музей ВВС Монино в праве решить только на уровне как миниму зама ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ФГУП ЦАГИ