Найти в Дзене
Изнанка

Унесенные дрейфом: история советских моряков, пробывших 49 дней в Тихом океане без еды

Все началось 17 января 1960 года в заливе острова Итуруп. Четверо молодых военнослужащих находились на борту самоходной баржи под номером «Т-36», когда внезапно начавшаяся непогода порвала швартовочный трос. Стихия подло разыгралась в самый неподходящий момент и баржу уносило все дальше от берега. Конечно, экипаж уже не раз сталкивался с такой проблемой, и, соблюдая инструкции, старшина судна Асхат Зигашин делал все, команда добралась до берега.

Борьба со стихией длилась около 10-ти часов, но ни помощи, ни счастливого случая дождаться не удалось. Все это время экипаж пытался установить связь с берегом, у них даже получилось передать пару сообщений. К сожалению, из-за сильных встрясок радиостанция вышла из строя. Океан оказался сильнее и молодых людей вскоре начало уносить дрейфом.

По чудовищному недоразумению, поисковый корабль, направленный на обнаружение «Т-36» принял несколько обломков баржи за доказательство крушения судна и гибели всего экипажа. На этом руководство решило прекратить поиски молодых людей, а семьям отправить телеграммы о «пропавших без вести» сыновьях.
Баржа "Т-36"
Баржа "Т-36"

Вообще нашим героям крупно не везло. Мало того, что их посчитали погибшими и прекратили все поиски, так еще закрытие района океана (в связи с испытанием баллистических ракет) означало, что до 15 февраля встречных кораблей ждать не стоит. Неудачи экипажа сопровождались к тому же лютым холодом (напомним, что дело происходит в январе), и запасами еды, которые были рассчитаны всего лишь на три дня! Но эта история не о мучительной гибели в океане, а о выдержке и способности мыслить «холодной головой» даже в самых безнадежных ситуациях.

Старшина быстро сориентировался и рассчитал, как растянуть скудные запасы на подольше. Правильная расстановка приоритетов помогла ребятам «привыкнуть» к голоду. Но, конечно, питания супами из кирзовых сапог, да кожаных ремней было не избежать.

Воду экипаж собирал вместе с дождем: отжимали намокшие в непогоду простыни. Интересно то, что 27 января один из ребят отмечал день рождения. Подарком для именинника стала торжественно преподнесённая кружка чистой воды. Виновник торжества не смог принять такой подарок, тогда экипаж разделил её на всех.
Асхата Зиганшина первый раз бреют после спасения
Асхата Зиганшина первый раз бреют после спасения

Чтобы растопить имевшуюся на борту печку ребята использовали, все, что могло гореть, но само судно не трогали до последнего:

«У нас рука бы не поднялась ломать судёнышко, которое спасло нас в самых тяжелых штормах. Мы очень любили свою баржу!»

Старшина старался поддерживать дисциплину на барже, не давая экипажу, тем самым, сойти с ума. В чьи-то обязанности входил подсчёт дней, в чьи-то уборка, каждый должен был быть занят. Сам Зигашин вел бортовой дневник. Парни проявили удивительное спокойствие и рассудительность, хотя возраст их едва достигал 21 года и особого опыта в судоходстве они не имели. Так прошло 49 дней дрейфа.

Когда экипаж ослаб уже до критического состояния, ребята договорились, что почувствовавший готовность к смерти предупредит об этом всех остальных, дабы оставить время на прощание. Последний выживший должен был «увековечить» их имена на видном месте баржи.
Дрейф самоходной баржи Т-36
Дрейф самоходной баржи Т-36

Нужно сказать, что невезение в этой истории не последнее слово – несколько раз ребята были на волоске от спасения, но проходившие мимо суда их просто не замечали. Обнаружены они были 7 марта американским патрульным самолетом. Советские военнослужащие, спасенные американскими военнослужащими в период холодной войны – звучит, непривычно, но так оно и произошло.

Экипажу была предоставлена необходимая помощь и через какое-то время они оказались дома. Какова была радость близких, когда они увидели ребят живыми и здоровыми, не смотря на полученные «плохие вести».

Произошедшее не отбило у молодых людей любви к мореплаванию и каждый из них связал свою жизнь с судоходством.


Изнанка желает и вам не сдаваться, даже в самых безнадежных ситуациях!

Понравилась статья и хочешь узнать больше? Читай также историю настоящего котика и множество других уникальных материалов на нашем канале.

-5

Изнанка