Привет, уважаемая публика!
На фоне новости о том, что китайский бренд JAC планирует вывести на российский рынок электромобиль, порассуждаем на тему электромобилей в массовом сегменте в нашей стране. А в конце поговорим и про JAC. Дочитайте, будет интересно.
Начнём с того, что по состоянию на начало июня 2020 года, если не брать в расчёт премиальные марки, на российском рынке официально представлен только один электромобиль - это Renault Twizy:
На сайте "Рено Россия" даже есть целый раздел "Электромобили", в котором в одиночку "скучает" Twizy.
Но в разделе "Автомобили в наличии" Twizy уже нет. Купить эту машинку он-лайн тоже не получится. Да и если взглянуть на официальную статистику продаж в нашей стране за последние годы, то ни одной Twizy там не найти.
Возможно, конечно, в статистику эту модель просто не включают. Всё-таки, она очень специфическая.
Во-первых, Twizy - строго двухместный авто. Да и то пассажир фактически размещается в багажнике.
Во-вторых, очень компактный. Длина - всего 2,3 метра. Ширина с зеркалами - менее 1,4 м. Снаряженная масса - менее 500 кг!
В-третьих, маломощный. 11 л.с. и 57 Нм момента. Максималка - 80 км/ч.
Наконец, запас хода весьма скромный. По паспорту это 100 км, в реальности ещё чуть меньше. Зимой он существенно сократится. Обратная сторона - относительно быстрая зарядка: менее 3,5 часов от самой обычной розетки на 220В.
Так что, Twizy - это не полноценный электромобиль, а скорее "электроскутер-переросток". Он больше подходит не для круглогодичной езды по городу, а для передвижения в одиночку по гольф-полям, собственным участкам, каким-то территориям (отели, санатории, заводы и т.д.).
Официальный рынок пуст
Таким образом, на российском рынке в официальной продаже сейчас нет ни одного настоящего электромобиля (не считая премиум-сегмента):
- 5-местного,
- с запасом хода от 200 км по паспорту,
- способного заряжаться от обычной бытовой розетки на 220В,
- с полноценным багажником и дорожным просветом от 14 см
"Серый" рынок уж слишком сер
Конечно, есть рынок авто с пробегом, привезённых из других стран. Но, во-первых, на нём "правит балом" праворульный "Ниссан Лиф", который своим расположением руля сразу отпугивает большинство потенциальных покупателей.
Да, есть ещё небольшое предложение леворульных Fiat 500е или Hyundai Ioniq, но его крайне мало, да и цены в большинстве случаев совсем не бюджетные.
Цена должна быть бюджетной, а не премиальной
Когда я говорю о цене, то имею ввиду прежде всего планку в 1,5 млн. рублей. Как мне кажется, именно при таких ценах у электромобиля в России есть шансы хоть как-то продаваться. Чтобы годовая статистика оперировала не десятками машин, а хотя бы одной тысячей или более.
Спрос есть
На самом деле, сейчас в России есть определённый спрос на новые бюджетные электромобили. Смотрите сами:
- существенная часть населения страны живёт в частных домах, где спокойно сможет заряжать "электричку" от собственной розетки. За копейки!
- у многих есть гаражи или подземные паркинги с подведённым электричеством - тоже можно без проблем заряжаться хоть каждую ночь;
- у многих по две или более машины в семье, одна из которых эксплуатируется исключительно в городском режиме, (для электромобиля - самое то);
- у кого-то пробеги и на единственной машине не превышают 50-100 км в день, а такой запас хода даже в морозы сможет обеспечить любой современный электромобиль;
- в крупных городах-миллионниках идёт процесс распространения зарядных станций: в Московском регионе их уже порядка трёхсот, в Петербурге тоже немало, потихоньку эта тема развивается и в остальных крупных городах страны.
А кто мог бы быть?
Давайте порассуждаем: какие компании могли бы предложить сейчас на нашем рынке электромобили?
Для того, чтобы удержать цену на приемлемом уровне, необходимо локализовать производство либо в самой России, либо в соседних странах-участницах таможенного союза: прежде всего в Белоруссии или Казахстане.
Nissan Leaf
Конечно же, прежде всего на ум приходит "Ниссан" с его "Лифом". Этот хэтчбек известен в России благодаря привозным праворульным машинам, да и у "Ниссана" есть свой завод в Петербурге. Только вот дела у этого бренда в последние годы идут не очень хорошо не только в нашей стране, но и по всему миру.
Если собирать "Лифы" в Питере и урезать комплектации, оставив лишь самое необходимое: все подогревы + системы безопасности, то, наверное, можно уложиться в 1,5 млн. руб. На самом деле, слухи о выводе "Лифа" на наш рынок ходят давно, но воз и ныне там.
Volkswagen e-Golf
Концерн Volkswagen очень оптимистично смотрит в электрическое будущее. И если VW ID.3 пока не готов к выпуску, то e-Golf уже несколько лет успешно продаётся в Европе. Кстати, по итогам продаж новых электромобилей и подзаряжаемых гибридов с января по апрель 2020-го года в Евросоюзе Фольксваген делит первое место с марками "БМВ" и "Тесла".
Стоит отметить, что в России официально продаётся до недавнего времени продавался обычный VW Golf с бензиновыми двигателями. Результат 2019-го года - около 900 экземпляров. Это не так мало, учитывая высокую цену.
С учётом того, что в последние месяцы VW в нашей стране несколько активизировался (выведено аж 3 новых модели: Polo, Jetta и Arteon), да и вообще многие россияне очень любят VAG, можно было бы попробовать предложить e-Golf в отечественных дилерских центрах. Думаю, что при правильном ценообразовании, в городах-миллионниках он нашёл бы себе покупателей. Хотя, о локальной сборке в данном случае речи, конечно, не идёт.
Hyundai Ioniq Electric
Ну а самым оптимальным и разумным, на мой взгляд, был бы вывод на наш рынок такого автомобиля как Hyundai Ioniq.
Вообще, эта модель существует в 3-х вариантах: обычный гибрид, подзаряжаемый гибрид и полноценный электрокар. Машина успешно продаётся в Корее, в Европе, в США. К примеру, американцы по итогам прошлого года купили почти 20 000 таких автомобилей!
У Hyundai есть две крупные производственные площадки в нашей стране: в Санкт-Петербурге и Калининграде. Дилерская сеть очень широкая. Продажи с каждым годом только растут. Почему бы не вывести Ioniq Electric, организовав его крупноузловую сборку на "Автоторе"? Честно говоря, для меня загадка: почему они до сих пор этого не сделали?
К тому же, Ioniq уже официально продаётся в таких странах как Грузия и Украина. В Украине цены на электрический "Ионик" стартуют с 1,7 млн. руб., если перевести в нашу валюту. Думаю, и в России за эти деньги нашлись бы желающие.
У JAC получится?
Ну и пару слов про анонс китайской JAC. Она обещает начать продажи электрической модели iEV7s в России уже в августе этого года. Прежде, чем начнём рассуждать о ней, спросите себя: вам нравится это название модели? Не слишком ли много в ней отдельных, не складывающихся в слова, букв? :-)
Событие, (вернее: анонс), конечно же, позитивное. Однако, у меня нет особого оптимизма на этот счёт.
Во-первых, все без исключения китайские компании, работающие (или планирующие работать), в нашей стране много обещают, но не так много делают. Сейчас можно вспомнить десятки, если не сотни, анонсов вывода новых моделей за последние 3-4 года, которые в итоге так и анонсами. Если iEV7s и появится у нас, то скорее к концу этого года - это мой личное оценочное суждение.
Во-вторых, JAC у нас не на слуху. В России максимальной известности на сегодняшний день добились всего 3 китайских бренда: Haval, Chery и Geely. Даже про Changan ("Чанай"), показавший какие-то невероятные темпы роста продаж в России в последние месяцы, знает далеко не каждый отечественный автолюбитель. А распространённость бренда очень сильно помогает продавать - это аксиома.
Наконец, конечная цена такой модели пока под вопросов. Машину собирают в Казахстане, и уже сейчас её продают в этой стране. Цены стартуют с 13,5 млн. тенге: это около 2,3 млн. руб. С очень большой вероятностью можно сказать, что у нас ценник будет примерно таким же. 2,3 млн. руб. за китайский хэтчбек, (даже не кроссовер), пусть и электрический - не многовато ли?
Впрочем, давайте не будем спешить с выводами и дождёмся официального прайс-листа и даты старта продаж. Но в любом случае, при прочих равных, Ниссану, Фольксвагену или Хёндэ было бы легче выводить на российский рынок первый электрический автомобиль массового сегмента. У них, как минимум, гораздо лучше работают дилерские сети.
-------
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Что думаете по поводу перспектив официальных продаж электромобилей в массовом сегменте в России? Высказывайтесь в комментариях, я всегда читаю все из них.
-------
Пока мы стоим в очереди за 92-м бензином, китайцы меняют батареи за считанные минуты
Решение принято: больше никаких бензиновых автомобилей!
5 фактов, подтверждающих, что все мы скоро пересядем на электромобили