Поговорим сегодня о еде. Ее мы видим и на стенах египетских гробниц, и на фресках и гобеленах средневековья, и в натюрмортах.
Современность не отстаёт: культ не еды, а того, как ее красиво изобразить, знаком всем. Вот и получается, что с понятием "натюрморт" имеет дело почти каждый.
Давайте вместе рассмотрим некоторые примеры этой "вкусной" темы. Так сказать, показательно сравним натюрморты и кулинарные предпочтения разных эпох.
Возьмём, для начала, Средневековье. Чудное время храбрых рыцарей и нежных дам, грозной инквизиции и полуголодных крестьян. Что же мы видим на картинах тех времён? Какую еду и для кого подавали в харчевнях и дома?
Царящие в то время нравы диктовали некоторую скромность и аскетизм в живописи.
Еда же и посуда были признаками статуса. Обратите внимание, как накрыты столы на этих двух иллюстрациях. У короля и посуда золотая-серебряная, и угощений поболе.
Одним словом, не сильно заморачивались с кулинарным вопросом в то время. И не до того было.
Для контраста посмотрим голландские натюрморты. Вот уж где праздник живота, наслаждение для глаз и вкусовых рецепторов!
И фруктов на десерт
Еда и натюрморт занимают целую нишу в живописи и не уступают ее в последующие годы.
Все вкусно, ярко. Всего много.
Натюрморты того периода можно рассматривать бесконечно, поражаясь мастерству и реалистичности. Мы не всегда помним художников 17 века, но эпоху, к которой принадлежит натюрморт, узнаем сразу!
Но пройдут годы, и в живописи снова появится аскетизм и определенная скромность.
Впрочем, не обязательно знать историю или владеть особым художественным взглядом, чтобы понять какой символизм несет натюрморт «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина.
Это практически художественная летопись эпохи
Две картофелины, селедка, кусок хлеба. Бесхитростный набор для обеда, на красной скатерти, символизирующей революцию – все собрано наспех, даже картошки несуразно разных размеров и странных форм, а селедка завернута в пергамент.
Хлеб нарезан как для пайка, как бы демонстрируя, ограниченность, присутствие нормативов во всем.
Если Петров-Водкин использовал нарочитый минимализм на своих натюрмортах для того чтобы подчеркнуть важность иных событий, происходящих в стране, то легендарная консерва с картины «Банки с супом» Энди Уорхола стала настоящим прорывом в этой области.
Если прежде натюрморт рассматривался как исключительно что-то символичное и были даже разработаны специальные тайные символы для обозначения посылов (например, виноград – жертва Христа, абрикосы – грехопадение, а лимон – предательство), то видение американского художника прекрасного в обыденном, шла в разрез с привычным представлением.
Слава пришла к художнику не сразу, а банка с супом, стала олицетворением эпохи, стремящейся к массовому производству и стиранию граней между индивидуальностями.
Кто-то подсказал Уорхолу: нужно рисовать то, что любишь
Так появились знаменитые банки с супом. Художник признавался, что этот суп был его обедом в течение 20 лет.
Никакой политики, никакого символизма. Просто банка супа на обед. Такая же простая, как и способ ее приготовления.
Шло время, менялись вкусовые предпочтения, методы и способы изображения. Фотография прочно вошла в жизнь каждого из нас.
И мы стали создавать натюрморты сами. И фотографировать. Можно долго спорить, считается ли фото блинчиков или жареного кабачка искусством, но почему нет?
Становится важным, не что изобразить, а как выстроить композицию, свет.
Искусство фотографии опережает живопись в определенном смысле.
Интересно получилось, верно? Мы, практически, вернулись к тому, с чего начали еду изображать - к минимализму.
Что ещё раз подтверждает: история циклична.
А вообще, умереть расположить и изобразить так, что хочется пойти поискать чего перекусить в холодильнике, большой талант.
Насмотрелись голландцев, пойду поищу чего вкусного в холодильнике лежит)
Благодарю за дочитывание и приятную компанию! Отзывам и диалогу в комментариях всегда рада)