Найти тему
ПЛЁНКИ НАИЗНАНКУ

НЕРВЫ НА ПРЕДЕЛЕ (High Strung), 1992 — разбор фильма

Оглавление

#разбор фильма #комедия

! СПОЙЛЕРЫ !

— У тебя что, началась депрессия? — Нет, что ты, какая депрессия! — Сформулирую по-другому: тебе кажется, что все вокруг бездарные и тупые? — А разве в этом есть что-то новое?

Кто из нас не просыпался в испуге и с колотящимся сердцем от внезапно заоравшего, как самка лося на манок, будильника? И потом не волочился на ватных ногах в ванную, попутно отдирая остатки сна от век? И не спасали от помятого личика и опухших щёк ни патчи с огурцом, ни сырая картошка, ни охлаждённые чайные пакетики?

И вот ведь потом весь день такой и складывается — колотящийся, ватный и опухший. Но надежда есть — вдруг завтрашнее утро будет более благосклонно? Так и живем этим "вдруг"...

Но у Сайна — ГГ нашей ленты — прямо-таки наикрайнейшая (есть такое слово вообще? наверное, нет, но пофиг) стадия деструктивных отношений с собой и с миром. Во время просмотра фильма мне казалось, что я слышу, как лопались капилляры у него в глазах, хрустели суставы в сжатых кулаках и скрипели зубы от постоянной сведённой челюсти. Звучит жутковато, но, как ни парадоксально, мне было от этого только смешно.

Вот зря у него, конечно, такая мимика активная — ботокс чаще ставить придётся...
Вот зря у него, конечно, такая мимика активная — ботокс чаще ставить придётся...

Но почему нам смешно? Человек в крайней (вот тут правильно пишу, ага) точке своего психоза, кажется, что его сейчас просто разорвёт от этой бесконечно выливающейся желчи и злости, но ... НАМ СМЕШНО.

Всё потому, что мы узнаём себя в Сайне лишь отчасти, поначалу, как бы невзначай, мимоходом, где-то в промежутках этого гротеска (мы-то не такие истероиды, ну уж неееет), поэтому в целом картина нас забавляет, заставляет пофантазировать, как было бы, если бы у нас была та же свобода и смелость (или глупость?) вести себя, как полный кусок дерьма по отношению ко всему миру и высказывать свои никому не нужные мыслишки в частности. НИКОМУ не нужные, понимаете?

Этому миру такие персонажи, как Сайн — просто НЕ НУЖНЫ. Мир их отвергает до такой степени, что даже сама Смерть списывает Сайна со счетов и посылает лесом, чтобы не отравлял ей бытие (или смертие...?).

Ну фу, какой ты нудный и мерзкий! Даже маньяков я забираю с бОльшим удовольствием!

Ну фу, какой ты нудный и мерзкий! Даже маньяков я забираю с бОльшим удовольствием!
Ну фу, какой ты нудный и мерзкий! Даже маньяков я забираю с бОльшим удовольствием!

Выводы-то какие, аллё.

В этом, казалось бы (!) забавном моменте нет на самом деле ни капли комичного или потешного — лишь потому, что мы теперь понимаем — чтобы мир нас принимал и не отвергал хотя бы иногда (хотя бы немножко!) — нам нужно приспособиться, мимикрировать, притвориться — нам нужна маска. Иначе — ни жизни, ни смерти, ни общества — только лишь "инновационный телефонный бот", предлагающий чистку ковров, ну или души (но, по большому счёту, без разницы).

Это, конечно, не самый приятный вывод. Но он такой. Не все комедии призваны стать причиной надорванных животов или углубленных носогубок, некоторые — могут и должны отдавать нам какой-то мотив, какой-то камешек, который сможет проскакать по нашей подноготной и оставить "круги на воде" — хотя бы на время.

Однако, вангую, что кто-то может поспорить со мной на тему "не так уж и плохо иногда быть таким депрессивным занудой — вон Сайн-то жив остался!" — это да, но хорошо ли жить в мире, где ты и вся твоя разрушающая злость-депрессия-тоска вообще никому не упали, даже падальщикам? Ну, тут уж каждому своё.

Интересно, я тут одна углядела мужской шовинизм — паренёк яростно доказывает даме, что её устрица "отвратительна" (бгггг)?
Интересно, я тут одна углядела мужской шовинизм — паренёк яростно доказывает даме, что её устрица "отвратительна" (бгггг)?

Второй вывод — чем больше деструктива ты отдаёшь во вселенную, тем больше ты его хлебаешь за завтраком (оттого и молока у Сайна постоянно больше, чем нужно) и тем больше его залетает тебе в рот (намёк весьма прозрачный — да заткнись ты уже и сделай хоть что-нибудь!).

Кстати, вы заметили, что весь день (рабочий, между прочим) ГГ не делает ровным счётом НИЧЕГО? Он только ноет, валяется на кровати, пялится в телек и брызжет ядом. По-моему, довольно очевидный вывод напрашивается из этого, ну, вы и сами, думаю, его углядели.

Так и закончим на депрессиве?

Ну, не совсем, скажем так.

Расскажу, что меня искренне восхитило — обратили ли вы внимание, на каком уровне был прогресс в США в начале 90-х? У них тут и квартирка с лёгким намёком на лофт-минимализм, и телефонный заскриптованный бот (у нас-то кое-как до сих пор телефонные боты работают) и даже моднющая (и сейчас и снова) мебель с обивкой из флиса благородных глубоких оттенков. Эх. А у нас в сервантах хрусталь плесневел звенел, до которого нельзя было дотрагиваться, не то что пользоваться (пхахахаах).

В общем, ребят, побольше позитива (знаю, звучит убого, но всё же), чтобы всякие "джимы керри" не стали стучаться к нам вечерком со словами:

Сэр, сейчас 8 часов, и вас ждёт лимузин.

PS: текст взят из Телеграм-канала @plenkinaiznanky