Почему в самолете туман?
Что это капает?
Почему так душно?
Сделайте, пожалуйста, потеплее.
Почему так дует?
Иногда два последних вопроса (я заставила себя написать "последних", а не "крайних") задают в одно время пассажиры, находящиеся в разных частях салона самолета.
Третий вопрос часто задают на стоянке перед вылетом, когда двигатели еще не запущены.
Но обо всем по порядку.
В этой статье расскажу подробнее, как работает система кондиционирования и безопасна ли она в период пандемии. Не буду прибегать к копированию из Википедии, как авторы многих статей на эту тему.
Система кондиционирования работает на воздухе, который отбирается от компрессоров работающих авиационных двигателей.
Подача охлажденного воздуха в салон самолета из воздуховодов системы кондиционирования иногда вызывает образование тумана и конденсата. Когда система начинает работать в устойчивом режиме, туман рассеивается и конденсат не образовывается.
Пока не запущены основные двигатели, дышать в салоне самолета нечем. Это и объясняет, почему же в салоне самолета так душно на стоянке.
Тогда на помощь приходит вспомогательная силовая установка, она же ВСУ, которая обеспечит подачу свежего воздуха в салон. Но, к сожалению, производительность ВСУ уступает основным двигателям и ее не всегда достаточно, чтобы обеспечить свежим воздухом салон самолета.
Почему одновременно одним пассажирам может быть жарко в салоне самолета, а другим - холодно?
Дело в том, что система кондиционирования самолета устроена таким образом, что подача свежего воздуха распределена по зонам. Так, если пассажир, сидящий на 10А просит сделать потеплее, то бортпроводники так и передают пилотам, что в первом салоне нужно сделать потеплее. При этом температура во втором салоне не изменится.
Кстати, да, если вдруг вы не знали, то температура салона регулируется из кабины пилотов.
Прохладней всего в салоне самолета обычно у аварийных дверей. Что является еще одним объяснением, почему одни пассажиры жалуются на холод, а другие - нет.
Конструкция системы вентиляции салона основана не только на подаче вентиляционного воздуха, но и на сборе и удалении отработанного воздуха. Такой подход снижает риск распространения инфекций по всему салону самолета.
А теперь самый важный вопрос, который беспокоит в период пандемии многих пассажиров: безопасно ли летать на самолете, если говорить об обновлении воздуха?
Здесь я опубликовала познавательное видео с наглядным ответом на этот вопрос:
https://zen.yandex.ru/media/id/5e8c33942a6dcf3fa25ad836/kak-rabotaet-ventiliaciia-v-samolete-5ed60771863a7945fe04d7e6