Американские военные в 1940 г. заказали своим авиастроительным фирмам самолет сопровождения Б-17 "Летающей крепости", заказом занялась фирма Северского и Картвелли.
Картвелли сначала поставил на самолет двигатель "Прайт энд Уитни" 2000 л. с. с турбокомпрессорами работавшими от энергии выхлопных газов. В дальнейшем ставили более мощные моторы.
Машину назвали "Тандерболт" в переводе "Удар грома". В войсках самолет прозвали "Джаг" кувшин.
Опытный самолет XB47B по сути строили вокруг мотора, он весил почти 6 тонн, в крыльях поставили 4 12,7-мм пулемета, на испытаниях машину разогнали до 660 км/ч.
По конструкции машина была цельнометаллической, с низкорасположенным крылом, с убирающимся шасси, с бронированной кабиной пилота с протектированными баками. Поначалу за кабиной был гаргрот закрывающий обзор сзади, потом установили каплевидный фонарь.
В марте 1942 г. построили первые 140 самолетов серии В. В 1943 г. машина вступает в бой с немцами. В августе того же года впервые сопровождает бомбардировщики.
В частях для улучшения показателей по скороподъемности для использования самолета в качестве истребителей, его максимально облегчали, снимали 4 пулемета, сокращали боекомплект, даже снимали переднюю бронезащиту, снимали краску и полировали обшивку. Заправляли высокооктановым бензином.
Потом в Европе "Тандерболты" были заменены "Мустангами", у них радиус действия был больше, да и лучше были маневренные качества.
Поскольку у американцев не было Ил-2, по сути "Тандерболты" выполняли функции штурмовика. Они возвращались на аэродромы с серьезными повреждениями, простреленным корпусом и оперением и в том числе с пробоинами от взрыва своих слишком низко сброшенных бомб.
"Тандерболты" претендовали на 3700 сбитых самолетов, при потере 3499 своих по всем причинам. По другим данным сбили они 7000 самолетов. После высадки в Нормандии в 1944 г. и до конца войны американцы заявили, что уничтожили 86000 вагонов, 9000 локомотивов, 6000 бронированных машин и 68000 транспортных средств.
Истребитель-бомбардировщик модификации P-47N имел мощное вооружение у него было 8 12,7-мм пулеметов. Бомбовая нагрузка была 1361 кг. Это три бомбы 454 кг (или другие бомбы 45, 113 и 227 кг), 10 ракет 127-мм.
На большой высоте 9750 м самолет достигал скорости 750 км/ч.
К тому же самолёт мог брать подвесные баки для увеличения дальности полета.
В СССР пришли 203 самолета P-47D, их отправили в части ПВО, поскольку посчитали, что как истребитель он для фронта не годился.
Насчёт летных качеств М. Галлай вспоминал, что самолёт тяжелый, медленно разгонялся, маневрировал в горизонтальной и вертикальной плоскости плохо.
В СССР не реализовали возможность большого заказа "Тандерболтов" для использования в качестве штурмовиков, у Ил-2 бомбовая нагрузка была в два раза меньше 600 кг. У американца можно было поставить до 8 12,7-мм пулеметов, они были равны по дульной мощности 20- 30-мм немецким пушкам, для "прочесывания" пехоты и слабобронированных целей, а также вражеских самолетов этого было бы достаточно. У Ил-2 были всего две 23-мм пушки и два слабеньких пулемета винтовочного калибра.
Скорость Ил-2 около 400 км/ч, у "Тандерболта" - 663 км/ч.
Также "Тандерболты" могли использоваться в качестве горизонтальных бомбардировщиков.
Но такой шанс был упущен, самолеты сбагрили в ПВО. После войны американцы потребовали "Тандерболты" назад и раздавили тракторами, чтобы не везти обратно в США.
Выпуск составил больше 15600 машин всех модификаций.
В итоге можно сказать, что получился мощный штурмовик и бомбардировщик, как истребитель он уступал тем же "Мустангам".
Спасибо за прочтение