Найти тему

Они создавали будущее: «Сталинец-4» — первый советский самоходный комбайн-кабриолет

Это было прорывом, полностью изменившим взгляд на будущее комбайностроения. Впервые советским специалистам удалось воплотить в жизнь проект самоходного зерноуборочного комбайна. Идея создания универсальной машины для сбора зерновых возникла у специалистов Ростсельмаша ещё в середине 30-х годов. Однако, в силу ряда причин, реализовать проект в жизнь получилось только в 1946 году.

Комбайн Сталинец-4 во время уборки урожая, фото из интернета
Комбайн Сталинец-4 во время уборки урожая, фото из интернета

Инженеры потратили много лет на создания этой самоходной зерноуборочной машины не зря. Комбайн «Сталинец-4» показал себя наилучшим образом и не имел нареканий со стороны властей или с/х производителей. В 1947 году начато массовое производство комбайнов «Сталинец-4». Чтобы как можно скорее снабдить колхозы и совхозы новой техникой, и заменить эксплуатируемые в те годы прицепные комбайны, производство «Сталинец-4» осуществляли сразу на 6 заводах в разных городах (Казань, Таганрог, Сызрань, Тула, Златоуст, Красноярск).

Урожай созрел
Урожай созрел

Комбайн относился к 3-му типу (Т-образный самоходный), с расположенной впереди по центру жаткой шириной захвата 4 метра. «Сталинец-4» во время работы мог двигаться по полю со скоростью до 8 км/ч, что позволяло ему обрабатывать более 2 га в течение 60 минут. В отличие от своих предшественников, «Сталинец-4» выполнял все функции самостоятельно, ему уже не требовался помощник в виде трактора-буксировщика. Комбайнёр (водитель) находился в открытой кабине в правой передней части агрегата, что давало ему хороший обзор в процессе сбора и отгрузки зерна. Благодаря наличию фонарей машина могла работать и в тёмное время суток.

Комбайн Сталинец-4, фото из интернета
Комбайн Сталинец-4, фото из интернета

Комбайн «Сталинец-4» оснащался бензиновым мотором ЗИС-5 мощностью 53 л/с с усовершенствованной системой охлаждения и регулятором оборотов. Максимальная скорость комбайна по дороге — 15 км/ч. Сегодня сложно представить, с каким радостно-восхитительным настроем встречало новую технику на полях поколение рабочих-романтиков той далёкой эпохи. Все стремились забраться на него, осмотреть, подёргать за рычаги, потрогать панель управления. А если удалось прокатиться, так это вообще заряд счастья на весь грядущий день. Не удивительно, что комбайнёры, на ровне с шоферами машин, в те годы пользовались успехом у деревенских женщин (я не шучу, просто взгляды за годы на авторитет профессии сильно изменились).

Выпуск комбайнов «Сталинец-4» завершился в 1955 году. В 1958 прекратили сборку и его слегка усовершенствованного собрата «С-4М». Им на смену пришли новые самоходные универсальные зерноуборочные машины. Но основа, расположение ряда деталей и механизмов, заложенная при создании «Сталинец-4», оставалась актуальна ещё несколько десятилетий.

Спасибо за прочтение. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал Путешествие во времени